В Бухарской области милиционеров обвинили в убийстве человека
Инцидент произошел 16 августа. Как рассказал племянник Шухрата Сирожева Куддуз Раджабов, который был очевидцем задержания, его дядю сотрудники милиции «забрали без причин». По словам родственника, они с дядей сидели в машине и пили пиво, когда примерно в 11 часов вечера к ним подошли два участковых. Несмотря на то, что никто не скандалил, один из милиционеров вытащил Сирожева из автомобиля. Раджабов попытался помешать участковому, но тот так скрутил юноше руку, что сломал ее, это подтверждают рентгеновские снимки. На место прибыла опергруппа, Сирожева избили и увезли, якобы, в больницу.
В 2 часа ночи в дом Сирожевых пришли милиционеры и сообщили отцу Шухрата Рахмону-ака, что «его сын в тяжелом состоянии, у него проблемы с сердцем». Однако главу семьи отвезли не в больницу, как он предполагал, а в морг, потому что сын был уже мертв. Рахмону Сирожеву сказали, что в «деле» участвовали пять милиционеров, но, по его сведениям, сына избивали всемером.
Мать погибшего парня Муяссар Сирожева утверждает, что ее сына отвезли в пустой дом на окраине Вабкента и там избивали – соседи слышали крики и видели, как милиционеры грузили в машину человека, который уже не мог стоять на ногах.
Рахмон Сирожев опасается, что при проведении экспертизы правоохранители могут подделать данные, чтобы выгородить коллег. Он сокрушается, что несмотря на летальный исход конфликта, все участвовавшие в нем сотрудники ОВД до сих на свободе.
В Генеральной прокуратуре заявили, что 18 августа по факту смерти Шухрата Сирожева было открыто дело по статье 206 («Превышение власти или должностных полномочий») Уголовного кодекса Узбекистана. Никто из подозреваемых не задержан, так как дело было возбуждено по факту, а не против конкретных лиц, к тому же нет требований о применении к милиционерам меры пресечения в виде заключения под стражу. Прокуратура Бухарской области продолжает расследование инцидента.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 30 ноября 2017 года подписал указ, запрещающий использование в суде доказательств, полученных с применением пыток при ведении расследования. В апреле 2018-го в стране вступили в силу новые поправки в Уголовный кодекс, которые ужесточают наказание за применение пыток. Так, за применение пыток без квалифицирующих признаков установлено наказание в виде ограничения или лишения свободы от трех до пяти лет. Раньше за это преступление могли дать не больше трех лет тюрьмы. За применение пыток, которые повлекли тяжкие телесные повреждения или другие тяжкие последствия, теперь предусматривается от семи до десяти лет тюрьмы. Раньше наказание не превышало восьми лет лишения свободы. Кроме того, новые поправки вводят обязательное дополнительное наказание – лишение определенного права. То есть осужденного за пытки могут, например, лишить права работать в правоохранительных органах.
Однако информация о том, что милиция применяет силу по отношению к задержанным, поступает из Узбекистана часто, что противоречит высказыванию министра внутренних дел страны Пулата Бобожонова о планах создать человеколюбивую систему правопорядка, которой народ будет доверять.