4 january 2025




Новости Центральной Азии

Киргизские военные отказали в жилье ставшему инвалидом на службе солдату

Руслан Сапарбаев до ампутации второй руки. Фото с сайта «Азаттык»
Генштаб Вооруженных сил Киргизии отказался предоставить квартиру в Бишкеке военнослужащему Руслану Сапарбаеву, который стал инвалидом после сильного удара током, полученного 19 августа в воинской части города Майлуу-Суу. Об этом сообщает «24.kg» со ссылкой на родственников солдата.

После инцидента у Сапарбаева поврежден позвоночник. Ему пришлось ампутировать обе руки: одну операцию провели сразу после инцидента, а вторую – 29 августа. В настоящее время он живет с матерью на съемной квартире.

В Генштабе настаивали, что солдат проник на электрическую подстанцию, несмотря на запрещающий знак, но в военной прокуратуре заявили, что вход на подстанцию был свободным и запрещающие знаки отсутствовали.

22-летний Руслан Сапарбаев – житель Сокулукского района Чуйской области. На воинскую службу в Майлуу-Суу он был призван весной. «Все произошло 8 августа в 06:30 утра, — рассказала радио «Азаттык» мать солдата Венера Сейталива. — Там есть щит без всяких предупреждающих надписей, без замка. Там было гнездо птицы. Сын взял оттуда яйцо и хотел положить обратно, и в этот момент его ударило током в шесть тысяч вольт».

Родственники и правозащитники уверены, что вина лежит на командовании, и оно должно обеспечить жильем пострадавшего, который больше не может ни работать, ни обслуживать себя. «В Генштабе нам ответили, что такого пункта в законе нет, чтобы пострадавшему солдату давали в столице квартиру. Я считаю, это неправильно. Руслан пострадал во время службы. Если бы электрический щиток был обесточен или имелись предупреждающие об опасности надписи, он бы не дотрагивался до этих проводов», — сказала глава правозащитного центра «Кылым шамы» Азиза Абдирасулова.

Правозащитница полагает, что речь идет о халатности командира войсковой части: «Каждый шаг солдата должен быть по приказу командира, по его разрешению. Кто дал разрешение открыть щит, кто его туда послал? Если он туда, где был щит, пошел без разрешения, почему он вообще туда пошел? Появляется очень много вопросов. За это напрямую ответственен командир войсковой части. Государство берет на службу чьих-то 18-19-20-летних детей, и оно должно брать на себя ответственность за них».

В отношении командиров войсковой части возбуждено уголовное дело по статье «Халатность» Уголовного кодекса Киргизии. Родственники военнослужащего, помимо жилья в Бишкеке, требуют также выплатить компенсацию и предоставить пострадавшему протезы.

Родственники погибших или пострадавших в армии солдат обычно пытаются обвинить в халатности офицеров, которые допускают в части дедовщину или не обеспечивают надлежащий присмотр над военнослужащими. Так, в июле в Казахстане родственники солдата обвинили в его смерти командование, которое своевременно не отправило его к квалифицированным врачам.

В странах Центральной Азии подобные дела редко доходят до суда, а когда доходят, офицеры обычно отделываются условными сроками. На компенсации пострадавшим военные тоже соглашаются неохотно, стараясь сбить цену и по возможности не платить вовсе. Только в 2017 году правозащитники Таджикистана отпраздновали небольшую победу, когда впервые в истории удалось добиться компенсации от Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) для солдата, покалеченного в результате издевательств «дедов».

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА