Американские эксперты сочли Таджикистан безопасным для туристов после теракта в Дангаре
29-летние американцы Лорен Геогеган (Lauren Geoghegan) и Джей Остин (Jay Austin), погибшие при теракте в Дангаре, были известны журналистам США еще в 2015 году. Тогда Остин попал на обложку The Washington Post со своей историей о том, как экономить деньги для путешествий, проживая в «крошечных домах». В 2017 году пара уволилась с работы и начала велопутешествие по миру. После их гибели в Таджикистане большинство комментариев под публикациями о случившемся в американских СМИ были следующего рода: «Эти ребята сами поехали в опасную страну, сами виноваты в своей гибели».
Однако, по мнению экспертов, американские граждане, никогда не бывавшие в постсоветской Центральной Азии, очень сильно заблуждаются насчет уровня безопасности в странах региона. Старший сотрудник программы «Россия и Евразия» в фонде Carnegie Endowment for International Peace Пол Стронски (Paul Stronski) считает, что Центральная Азия является одним из самых безопасных мест для самостоятельных путешествий в мире. «Это регион, где у государств имеются очень мощные органы внутренней безопасности, поэтому мы не видели таких же крупномасштабных террористических атак, как в других регионах мира», - говорит Стронски.
Эксперты отмечают также, что Госдепартамент США относил Таджикистан к странам с первым, самым низким, уровнем опасности для своих граждан. И лишь спустя четыре дня после теракта уровень опасности был повышен до второго, который означает, что гражданам США стоит «проявлять повышенную осторожность» при путешествии по стране. Тем не менее, Таджикистан все равно далек от стран с наивысшим уровнем опасности, четвертым, вроде Афганистана.
По мнению Стронски, потенциальным путешественникам в Таджикистан надо понимать, что сама ситуация в государственной системе страны в «очень неблагополучном состоянии». «У Таджикистана репрессивное центральное правительство. Многие пограничники коррумпированы… Имеется значительное присутствие террористических групп недалеко от границы со стороны Афганистана», - говорит Стронски.
Он также считает, что обвинения таджикистанских властей в адрес запрещенной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) в организации теракта в Дангаре политически мотивированы.
Вице-президент по тактическому анализу компании Stratfor Скотт Стюарт (Scott Stewart) говорит, что случившийся теракт не изменил оценки террористических угроз внутри Таджикистана. «До нападения компания оценивала Таджикистан как страну со средним уровнем террористической угрозы и, откровенно говоря, атака не изменила этого», - сказал Стюарт.
Дермот МакУард (Dermot MacWard), владелец британской компании Redspokes Adventure Tours, которая с 2008 года занимается велосипедными турами по Памирскому тракту, указывает на то, что количество военных и пограничных патрулей на этой автотрассе после теракта значительно увеличилось, поэтому он считает, что путешествовать там вполне безопасно. Из 18 человек, которые забронировали туры у компании МакУарда, лишь двое после 29 июля решили отказаться от путешествий. «Остальные 16 по-прежнему стремятся совершить путешествие», - сказал он.
Напомним, что в результате нападения на группу иностранных велопутешественников 29 июля в Дангаре погибли четверо иностранцев, еще двое получили ранения. Четверо участников банды, совершившей нападение, были убиты в ходе операции таджикистанских силовиков, еще пять были арестованы. После того как МВД Таджикистана обвинило ПИВТ в причастности к теракту, лидеры таджикистанской оппозиции призвали к проведению международного расследования случившегося.