Жители ташкентского массива Карасу-3 решили засудить хокимият за снесенные гаражи
Хокимият (администрация) Мирзо-Улугбекского района Ташкента и представители государственного унитарного предприятия «Гаражное хозяйство Мирзо-Улугбекского района» в сопровождении сотрудников правоохранительных органов 26 июля продолжили принудительный снос частных гаражей на массиве Карасу-3. По словам возмущенных граждан, заместитель исполняющего обязанности хокима Мирзо-Улугбекского района по строительству, узнав о намерении жителей обратиться в суд, ответил, что суд ему не закон.
Конфликт между автовладельцами и районной властью начался 20 июня текущего года. В тот день на воротах гаражей появились уведомления от «Гаражного хозяйства Мирзо-Улугбекского района» (документ не содержал ни подписи ответственного лица, ни печати организации) о том, что частные гаражи будут снесены и на их месте построят трехэтажную стоянку и бассейн. Гражданам предлагалось в трехдневный срок самостоятельно разрушить принадлежащие им строения.
Возмущенные жители массива Карасу-3 стали писать жалобы о незаконном сносе частной собственности в районную администрацию, отдел внутренних дел, приемную президента республики Шавката Мирзиёева, прокуратуру. Однако уже 5 июля, спустя 15 дней после предупреждения, местные власти приступили к сносу гаражей. Протесты автовладельцев ненадолго приостановили процесс.
Корреспондент «Новостей Узбекистана», побывав на месте событий 22 июля в воскресенье, стал очевидцем продолжения работ по сносу гаражей. Причем, рабочие «болгаркой» спиливали петли ворот зачастую без присутствия хозяина объекта, демонтажу подвергались даже те строения, в которых стояли автомобили.
Местные власти объяснили свои действия исполнением сразу нескольких законодательных документов. Во-первых, речь шла о правительственном постановлении №411 от 2 июня 2018 года, где прописано строительство крытого бассейна в детско-юношеской спортивной школе №1 в махалле (общине) «Катта-Карасув» Мирзо-Улугбекского района. Именно в школе, подчеркивает журналист, а не на территории жилого квартала. Также в документе ничего не сказано о сносе гаражей.
Во-вторых, районный хокимият ссылается на решение хокима Ташкента от 1 июня 2017 года о «строительстве многоэтажных стоянок для автомототранспортных средств за счет демонтажа строений для хранения автомототранспортных средств, не отвечающих правилам градостроительства и санитарным нормам». Впрочем, здесь не указано точного адреса строительства.
В-третьих, гражданам предъявляют еще одно решение столичного градоначальника, теперь уже датированное 12 июля 2018 года, где сказано, что инжиниринговой компании «Ягона буюртмачи хизмати» выделяется 1 гектар земли на массиве Карасу-3 (вновь без указания точного адреса) для возведения здесь крытого плавательного бассейна. Упоминается и снос гаражей, который, согласно одному из пунктов документа, необходимо произвести в установленном порядке и с возмещением ущерба собственникам. Кстати, выяснялось, что еще 0,8 га территории «Гаражного хозяйства Мирзо-Улугбекского района» выделят другому подрядчику - TOXIRJON OTA QURILISH, являющему к тому же инвестором. Именно эта организация обещает построить трехэтажную стоянку.
Предоставляя различные документы, якобы дающие право районным властям ломать частные объекты, в хокимияте игнорируют другие акты. Согласно законодательству об изъятии жилья, прочих сооружений и земельных участков для государственных и общественных нужд необходимо предупреждать собственников в письменном виде под роспись не менее, чем за шесть месяцев до начала работ. При этом также до демонтажа проводится оценка недвижимости и выдается денежная компенсация владельцам сносимых объектов. Власти Мирзо-Улугбекского района нарушили все указанные пункты.
При всем этом бунтующие граждане не против сноса гаражей, но они требуют соблюдения их прав – предоставления времени после оповещения, проведения оценки стоимости недвижимости и адекватной компенсации. Многие жители объясняют спешку хокимията вероятным изменением в законодательство, которое может быть принято с 1 сентября. Например, министерство юстиции предлагало установить, что изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения с заинтересованными лицами, а также после полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием.
Отметим, что снос гаражей в Ташкенте – проблема, актуальная на протяжении нескольких лет. Подробнее об этом можно прочитать в материалах «Ферганы» «В столице Узбекистана продолжается массовый снос частных гаражей. Как защитить свои права?» и «Снос гаражей в Ташкенте отменен: Попробуйте обратиться в суд».
Накануне Минюст опубликовал результаты проверки, согласно которой в 2016-2018 годах в Узбекистане было снесено 4689 жилых зданий и 1456 нежилых помещений. Зафиксированы многочисленные случаи нарушения сроков оповещения граждан, проведения оценки и компенсационных выплат. В общей сложности, долг перед собственниками объектов недвижимости, снесенных для государственных и общественных нужд, составил почти 20 млрд сумов ($2,5 млн).