В Киргизии женщину с онкозаболеванием четыре месяца продержали в СИЗО
Волонтер Ассоциации паллиативной и хосписной помощи Алма Карсымбек рассказала журналистам, что 30-летняя женщина поступила под опеку организации сразу после выхода из изолятора – примерно месяц назад. Она весит 37 килограммов, на ее теле есть кровоточащие раны, у нее серьезно понижен уровень гемоглобина в крови. Сейчас женщина находится у себя дома – в квартире из двух комнат, одна из которых проходная. Для нее освободили комнату, где раньше спали трое ее детей. Карсымбек подчеркивает, что семья живет очень бедно.
По словам Карсымбек, женщину обвиняли в мошенничестве в связи с продажей дома. Чем завершилось рассмотрение дела и завершилось ли, не уточняется. Волонтер подчеркнула, что онкологическое заболевание было диагностировано у женщины еще до ареста, она состояла на учете в онкоцентре, готовилась к лучевой терапии и химиотерапии. Однако медицинские справки не заставили суд избрать обвиняемой иную меру пресечения.
На сайте уполномоченного по правам человека в Киргизии тем временем сообщается о выявлении необоснованного содержания гражданина в бишкекском СИЗО №1 на протяжении полутора месяцев. Судья Тюпского районного суда Батырхан Астаев при вынесении приговора не уточнил, что по закону один день предварительного заключения равен двум дням отбытия наказания. Поэтому было рассчитано, что заключенный должен выйти на свободу 15 сентября 2018 года. После ходатайства адвоката срок пересчитали, и оказалось, что он кончался 23 мая 2018 года. Сразу после пересчета, 10 июля, осужденного отпустили на свободу. Но в итоге все равно получилось, что из-за халатности судьи он провел в заключении больше положенного.
Отметим, что в то же СИЗО №1 на прошлой неделе вопреки закону не допускали сотрудников Центра по предупреждению пыток, которые хотели навестить правозащитника Азимжана Аскарова, отбывающего пожизненное заключение. Сотрудникам Центра дали встретиться с политзаключенным лишь после того, как они обратились в прокуратуру, и ситуация получила освещение в СМИ.
На сегодняшний день в Киргизии насчитывается семь СИЗО Государственной службы исполнения наказаний, два СИЗО Государственного комитета нацбезопасности и 46 изоляторов временного содержания органов милиции. 43,9% заключенных при анкетировании заявили, что медик в первый раз осмотрел их до водворения в ИВС, 34,3% сказали, что прошли медосмотр при поступлении в СИЗО. 7,8% заявили, что не проходили медосмотр, а 14% ответили нечетко (например, «не помню»). В начале июля ГСИН обнародовала итоги первого за 22 года массового медосмотра заключенных. Оказалось, что самый распространенный тип заболеваний заключенных – болезни пищеварительной системы. На втором месте стоят болезни мочеполовой системы, на третьем – болезни системы кровообращения, на четвертом – психические расстройства, на пятом – болезни органов дыхания, на шестом – болезни костно-мышечной системы, на седьмом – болезни кожи. ВИЧ-инфицированы 323 заключенных, туберкулезом болеют 152 человека. Онкозаболевания в отдельную категорию не выделены.