Бердымухамедов решил подогнать туркменское законодательство под мировые стандарты
Новый институт, как следует из указа, публикуемого государственным агентством «Золотой век», образован слиянием Туркменского национального института демократии и прав человека и Института государства и права при президенте республики, правопреемником которых он именуется.
Создание его обосновывается «целями проведения фундаментальных, а также прикладных исследований в сфере изучения государства и законодательства Туркменистана» и целями «обеспечения научной обоснованности деятельности по демократизации» страны. Отметим, что Туркмения находится на последнем месте среди центральноазиатских государств по свободе слова и лидирует по распространению современного рабства.
Директором назначен Ягмыр Нурыев, прежде занимавший должность директора Института государства и права. Курировать деятельность института поручено заместителю председателя правительства, министру иностранных дел Туркменистана Рашиду Мередову.
Деятельности «нового» института было посвящено совещание в Ашхабаде, где коллективу предписывалось вести комплексную научно-исследовательскую работу, в том числе изучать передовую правоприменительную практику, готовить «аналитические и информационные обзоры в области государствоведения, демократизации общества и совершенствования законодательства», а также реализовывать национальные программы «в аспекте прав человека». В числе задач института значится «подготовка предложений по имплементации в законодательную базу страны общепринятых в мире правовых норм».
В 2017 году в Туркмении была учреждена должность уполномоченного по правам человека. Этот пост заняла депутат Меджлиса (однопалатного парламента республики) Яздурсун Гурбанназарова, которая прежде возглавляла Национальный институт демократии и прав человека. В июне она опубликовала первый доклад, в котором журналисты при перечитывании опознали плагиат из дипломной работы, выложенной в интернете, и других работ казахских, российских и западных ученых.
Представители делегации Туркменистана на заседании Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин в июле не смогли оперативно и содержательно ответить ни на один вопрос о работе аппарата уполномоченного и о финансировании его деятельности, в том числе на вопрос о судьбах жен политзаключенных, признанных международным сообществом безвестно исчезнувшими в местах лишения свободы. Члены делегации предпочитали перечислять законодательные акты, из-за этого председатель Далия Лейнарте неоднократно прерывала выступающих, требуя конкретики.