6 january 2025




Новости Центральной Азии

Туркменская делегация не смогла рассказать в ООН о работе омбудсмена

Представители Туркмении на заседании Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Кадр UN Web TV
Представители делегации Туркменистана на заседании Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин не смогли оперативно ответить на вопрос о работе аппарата уполномоченного по правам человека и о финансировании его деятельности. Об этом 16 июля сообщило издание Gundogar.

Заседание, состоявшееся в Женеве 10 июля, посетили постоянный представитель Туркменистана при отделении ООН в Женеве Атагельды Халджанов, заместитель директора Национального института демократии и прав человека при президенте Туркменистана Батыр Оразов, представитель Меджлиса (парламента) Байлы Сейилов, главный специалист Министерства труда и соцзащиты населения Сельви Сысоева и главный специалист Союза женщин Туркменистана Бахар Сердарова.

Вопрос о деталях работы омбудсмена вызвал в делегации замешательство. В итоге представители Туркмении пообещали ответить на него письменно, что допускается регламентом, однако не приветствуется. Письменный ответ действительно вскоре был составлен, но он представлял собой лишь повторение положений закона «Об омбудсмене».

Должность уполномоченного по правам человека была учреждена в Туркменистане в 2017 году. Этот пост заняла Яздурсун Гурбанназарова, которая в прошлом возглавляла Национальный институт демократии и прав человека, а в последние годы была депутатом Меджлиса. В июне 2018 года Гурбанназарова опубликовала свой первый ежегодный доклад. Независимые СМИ обнаружили, что немалая часть доклада заимствована из магистерской дипломной работы неизвестного автора под названием «Деятельность Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан». Некоторые абзацы были скопированы без изменений, другие незначительно отредактированы. Также в докладе обнаружились заимствования из ряда других работ.

На заседании Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин обсуждалось в основном нежелание властей Туркменистана ускорить принятие закона о противодействии домашнему насилию. Этот вопрос был поднят еще в 2012 году, но до сих пор никаких подвижек в этой области не зафиксировано. Туркменская делегация объявила, что за последние годы тема домашнего насилия перестала считаться в стране закрытой, что уже является большим достижением. Однако стоит отметить, что в туркменских официальных СМИ эта тема не поднимается, как и в принципе любые негативные вопросы. В указанном докладе омбудсмена эта проблема была упомянута один раз – Гурбанназарова отчиталась, что в 2017 году межведомственная комиссия по исполнению международных обязательств обсудила вопросник для организации проверок по домашнему насилию. Были ли в итоге проведены проверки, не уточняется.

Также представителям туркменской делегации задали вопрос о судьбах жен политзаключенных, признанных международным сообществом безвестно исчезнувшими в местах лишения свободы. Этот вопрос обескуражил членов делегации. Наконец, посол Халджанов ответил, что туркменские представители проводят встречи и консультации с Рабочей группой ООН по насильственным исчезновениям.

Gundogar отмечает, что в целом заседание прошло не совсем гладко. Во-первых, представители Туркменистана в своих выступлениях слишком много внимания уделяли формальностям (например, перечислению законодательных актов) и мало говорили о конкретике. Из-за этого председатель Далия Лейнарте неоднократно прерывала выступающих. Кроме того, члены туркменской делегации были вынуждены говорить на русском языке, так как переводчиков с туркменского языка в Женеве не нашлось. Некоторые из членов делегации плохо знали русский язык, что затрудняло работу переводчиков.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА