6 january 2025




Новости Центральной Азии

Правозащитница обвинила спецслужбы Таджикистана в похищении мигранта в Москве

Руководитель некоммерческой организации «Тонг Жахони», правозащитница Валентина Чупик обвинила Государственный комитет национальной безопасности (ГКНБ) Таджикистана в похищении гражданина этой страны Абдушукура Хакимова, который проживал в Москве. Подробности произошедшего Чупик опубликовала в соцсети Facebook.


Скриншот переписки Абдушукура Хакимова с женой с сообщением о похищении

По словам правозащитницы, 12 июля в 18 часов Хакимов отправил своей жене три сообщения о том, что его похитили и везут в аэропорт Домодедово, где должны посадить на рейс в Таджикистан. «Его сестра немедленно выехала в аэропорт Домодедово и сейчас находится там. Она обратилась в полицию, но над ней смеялись, и лишь когда она написала, по моему совету, заявление и потребовала номер КУСП (книга учета сообщений о преступлениях) – ей сообщили, что её брат здесь и улетает рейсом 0:55 в Душанбе. Мы делаем всё, что можем, чтобы этого не допустить – в Душанбе парня ждут пытки и смерть», - написала Чупик.

По данным «Новой газеты», Хакимову 30 лет, он женат на россиянке Хажархан Махтихановой, у них трое детей. В Москве Хакимов работал в качестве волонтера организации, оказывающей помощь мигрантам.

Чупик приводит детали биографии похищенного таджикистанца. У него был одноклассник, с которым он не виделся много лет и который в 2015 году ушел воевать на стороне так называемого «Исламского государства» (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ). «После того, как моего одноклассника и ещё несколько его родственников осудили за терроризм, ко мне начались звонки вначале родителей, которым приказывали звонить мне и требовать вернуться в Таджикистан, потом стали 2-3 раза в месяц напрямую звонить мне сотрудники Государственного комитета национальной безопасности Таджикистана, которые говорят, что я должен приехать домой и ответить на некоторые вопросы. Я очень этого боюсь, потому что в Таджикистане обвинение в терроризме может получить абсолютно любой человек, никакого отношения к терроризму не имеющий, а приходящийся какому-нибудь реальному (или оклеветанному) террористу двоюродным братом, внучатым племянником или, как я, просто одноклассником», - писал сам Хакимов правозащитнице.

В марте 2014 ему пришлось поехать в Египет из-за запрета на въезд в Россию. «В марте 2017 моего отца арестовали сотрудники ГКНБ, его продержали 5 дней, откуда его сразу привезли в больницу, т.к. он получил инфаркт в результате пыток. Мать тоже, увидев его после выхода из ГКНБ, слегла с инфарктом. Отец после выздоровления подключил свои связи, и от него на некоторое время отстали. По окончании срока запрета я вернулся в Россию, оформил патент и работал так. В начале 2018 года ГКНБшники узнали, что я в Москве, и опять стали требовать, чтобы я срочно вернулся в Таджикистан дать объяснения, что я делал в Турции и Египте. Они звонят примерно 2 раза в неделю, угрожают, что подадут в розыск как террориста, что Россия меня выдаст, как только ГКНБ попросит об этом ФСБ. Мне известно очень много случаев, когда ГКНБшники похищали граждан Таджикистана с помощью ФСБшников, и эти люди либо оказывались в тюрьмах по сфальсифицированным обвинениям, либо вообще пропадали без вести», - поделился ранее своими опасениями Хакимов с Чупик.

Напомним, что в мае этого года в Таджикистане к 25 годам тюремного заключения приговорили известного в 1990-х годах местного священнослужителя Сайида Киёмиддина Гози. В ноябре 2017 года Гози был похищен спецслужбами России и Таджикистана в Санкт-Петербурге, где проживал последние годы и имел собственный бизнес.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА