В Киргизии со второй попытки узаконили дома на пашне
Жогорку Кенеш (парламент Киргизии) принял законопроект, позволяющий узаконить дома, построенные на орошаемых землях до 2009 года. Об этом 20 июня сообщило издание 24.Kg.
Фото Андрея Кудряшова, “Фергана”
С 2009 года в Киргизии действует мораторий на трансформацию орошаемых земель в другие категории, в том числе в категорию земель с жилой застройкой. В связи с этим многие семьи, построившие дома еще до 2009 года, находились в «подвешенном» состоянии. Новый закон позволит им перевести придомовые участки в категорию жилого фонда.
В 2017 году тот же законопроект уже был принят, но тогдашний президент Алмазбек Атамбаев направил его на доработку. За обновленный вариант законопроекта проголосовали все 110 депутатов, присутствовавшие на заседании (такое единодушие – норма для киргизского парламента). Однако в ходе заседания некоторые депутаты отмечали, что документ остается неоднозначным. Они опасались, в частности, что трансформировать земли начнут перекупщики. Первый вице-премьер Кубатбек Боронов в ответ заявил, что каждый отдельный случай будет тщательно рассматриваться в индивидуальном порядке. Кроме того, в ближайшее время правительство разработает дополнительный законопроект, касающийся трансформации земель в Аламудунском и Сокулукском районах Чуйской области, где находится больше всего спорных участков.
Запрет на трансформацию орошаемых земель был введен при президенте Курманбеке Бакиеве, чтобы остановить утрату пахотных земель. Закон предусматривал ряд исключений: орошаемые земли разрешили переводить в категорию кладбищенских, отдавать под строительство медицинских и образовательных учреждений, газопроводов, военных и некоторых других объектов.
В итоге «вне закона» оказались около 40 тысяч домов и придомовых участков общей площадью более 13 тысяч гектаров. Во многих случаях власти официально выделили семьям землю под строительство домов, но домовладельцы не успели совершить процедуру трансформации до принятия закона. Для защиты своих интересов эти люди создали общественную организацию «Трансформация», которая регулярно организовывала акции протеста. Однако у движения нашлись и противники – они утверждали, что протестующие получили землю под застройку путем самозахвата, а теперь требуют признания своих прав.
В начале мая 2018 года за внесение изменений в закон о моратории высказался премьер-министр Киргизии Мухаммедкалый Абылгазиев. Он заявил: «Вопросы трансформации земель остаются нерешенными на протяжении 25-30 лет. За эти годы у граждан, построивших дома на земельных участках сельскохозяйственного назначения, накопилось огромное количество социальных и бытовых проблем. Они не могут легализовать свое имущество, получить регистрацию по месту жительства. В результате граждане испытывают трудности с оформлением детей в детские сады, школы, получением социальной и медицинской помощи. Они даже лишены своего конституционного права – принимать участие в выборах». При этом премьер подчеркнул, что необходимо ограничить коррупционные риски и не распространять новый порядок на граждан, которые незаконно оформили на себя десятки гектаров сельскохозяйственных земель.