В Узбекистане пережившему пытки «религиознику» продлили срок за день до освобождения
По информации руководителя Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) Сурата Икрамова, на этот раз статью 221 вменили жителю Ташкента Саидахрору Атаходжаеву. Администрация колонии Жаслык, где тот отбывал наказание за религиозный экстремизм, 22 апреля возбудила против Атаходжаева уголовное дело. Это произошло всего за день до того, как он должен был выйти на свободу. По информации адвоката заключенного, дело сфальсифицировали несколько сотрудников колонии (в сообщении приводятся их имена: Сабит Теремуратов, Эргаш Жумабоев, Инаят Сапаров, Азамат Акимниязов). Обвинительное заключение утвердил прокурор города Кунград Давлат Елмуродов, который, как подчеркивается в сообщении ИГНПУ, «знал о фальсификации».
31 мая дело передали в Муйнакский районный суд, очередное заседание по нему состоится 5 июня.
Сотрудники МВД задержали Саидахрора Атаходжаева 23 апреля 2000 года, предъявив обвинения по четырем статьям Уголовного кодекса Узбекистана: 159 («Посягательство на конституционный строй республики Узбекистан»), 216 («Незаконная организация общественных объединений или религиозных организаций»), 244-1 («Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному и общественному порядку»), 244-2 («Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях»). На чем строились обвинения, в сообщении не указано. По информации узбекской службы BBC, Атаходжаев состоял в запрещенной организации «Хизб ут-Тахрир» («Партия исламского возрождения»).
Как сообщил адвокат заключенного, во время следствия его подзащитный подвергался жестоким пыткам. В августе 2000-го Сергелийский суд по уголовным делам приговорил его к 18 годам тюрьмы, процесс проходил без свидетелей, в закрытом режиме. Подсудимый не признал себя виновным. Назначенный срок перед тем, как попасть в Жаслык, он отбывал в колониях Навои и города Кизилтепа (в Навоийской области). Во всех исправительных учреждениях Атаходжаев подвергался издевательствам со стороны сотрудников. В конце апреля, после того, как стало известно, что на него завели новое дело, 84-летняя мать заключенного записала видеообращение к президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву с просьбой разобраться в сложившейся ситуации.
При прежнем президенте Узбекистана Исламе Каримове в тюрьмах оказались тысячи верующих, осужденных по расплывчатым обвинениям в экстремизме. После прихода к власти Шавката Мирзиёева ситуация начала меняться, однако преследования не прекратились полностью, а тысячи верующих так и остались в заключении. Многих из них, как утверждали адвокаты и родственники, пытали, чтобы заставить оговорить себя. В конце ноября президент Мирзиёев запретил использовать в суде доказательства, полученные с применением пыток.