Минздрав Узбекистана заявил о полном отказе от привлечения медработников к принудительному труду
«Да, возможно, раньше были допущены случаи привлечения врачей, медсестер к общественным работам. Но сегодня все поменялось, изменилось отношение. Привлечение медицинского работника к принудительному труду теперь осталось в истории», — отчитался министр здравоохранения.
По его словам, в медучреждениях начали работу комиссии по повышению правовой грамотности сотрудников для предотвращения случаев нарушения их трудовых прав. Имеется в виду привлечение к полевым работам и благоустройству улиц и парков. Отныне ни один работник системы здравоохранения не будет привлекаться к общественным работам, пообещал министр. «Обманывая себя, занимаясь очковтирательством, можно прожить день-два, но будущее этим не построишь», — добавил Алишер Шадманов по итогам совещания.
Термин «очковтирательство» вошел в политический лексикон Узбекистана после того, как его использовал президент Шавкат Мирзиёев, назвавший так принудительный вывод на благоустройство территорий работников социальной сферы и потребовавший запретить принуждение к труду. Затем слово подхватило правительство Абдуллы Арипова, которое 17 апреля провело совещание на эту тему. Шадманов тогда заявил, что «не обращал внимания на проблему и не контролировал ее», но после совещания признал факты.
Медики привлекались к уборке территорий давно, но раньше Минздрав утверждал, что они подметают улицы добровольно, «с целью сплочения коллектива». Похожим образом в апреле попытался оправдаться директор 2-й детской хирургической больницы Ташкента Дониёр Собиров, назвав отправку своих сотрудников на благоустройство парка «Ашхабад» подготовкой к любимому узбеками празднику Сумалак.
Несмотря на запрет, спущенный с самого верха, бюджетников продолжают привлекать к принудительным работам, не обязательно уличным и заметным. Так, например, учителя школы № 5 в Китабском районе Кашкадарьинской области пожаловались, что их заставляют бесплатно дежурить в школах по ночам.