В Казахстане военным летчикам вдвое увеличат зарплату
«В прошлом году 25 человек ушли. Уходят в Air Astana, SCAT, где денежное содержание 1,5 миллиона тенге ($4,7 тысячи). Наш летчик первого класса получает 270 тысяч тенге ($844), – сообщил министр. – Я написал письмо, глава государства поддержал, дал поручение, чтобы хотя бы 450-500 тысяч (около $1500) получали».
По данным Tengrinews, на заседании также был поднят вопрос об уровне подготовки военных летчиков в Казахстане. В частности, замглавы палаты Владимир Божко сообщил, что посещал военный институт в Актобе и выяснил, что там нет тренажеров для тренировки полетов на вертолетах, истребителях и транспортной авиации. «В наше время без цифровых тренажеров готовить (курсантов) очень сложно», – подчеркнул депутат. Глава Минобороны признал, что такая проблема существует, пообещав ее решить.
Чиновники и СМИ уже не первый год говорят о сложной ситуации в казахстанской военной авиации. В феврале издание «Караван» писало, что за последние несколько лет из ВС республики по разным причинам уволились более ста высококлассных летчиков, в числе которых 53 опытных инструктора и несколько летчиков-снайперов. «Они предпочли уйти на гражданку, где и платят за рискованную работу в разы больше, и ценят гораздо выше», – утверждалось в статье.
Еще одним ударом по престижу профессии стали судебные процессы над двумя военными пилотами – Радиком Ашимовым и Адильбеком Искаковым. В январе они были приговорены к трем и четырем годам лишения свободы по 464 статье («Нарушение правил полетов или подготовки к ним») Уголовного кодекса Казахстана. 31-летний Ашимов в октябре 2016 года посадил Су-27БМ1 с невыпущенными шасси, сильно повредив фюзеляж истребителя. Майор Адильбек Искаков в декабре того же года разбил военный Су-27 в 20 километрах от Талдыкоргана. Суд установил, что перед взлетом пилот не проверил заправку самолета топливом. Во время полета на борту сработали приборы, сигнализировавшие об аварийном остатке керосина, однако Искаков усомнился в их достоверности. Действия майора привели к остановке обоих двигателей. В результате самолет потерпел крушение, летчик успел катапультироваться и серьезных травм не получил.
Приговор военным летчикам вызвали бурные дискуссии. В марте этого года апелляционная коллегия заменила им реальный срок на условный.