В Узбекистане приняли закон о запрете цензуры в СМИ
Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», частью которого являются поправки в закон о защите журналистов, принят 29 марта на четырнадцатом пленарном заседании верхней палаты. В нем излагаются принципы журналистской деятельности и определяется правовой статус журналиста. В частности, в законопроекте определено, что «никто не имеет права требовать предварительного согласования публикуемых сообщений или материалов, а также изменения текста или полного их снятия с печати (эфира)».
Закон также закрепляет понятие института аккредитации и права аккредитованных журналистов, роль журналистов в публичных мероприятиях и понятие журналистской тайны (обязанности сохранять конфиденциальность информации и/или ее источника) и предоставляет работникам СМИ дополнительные права при осуществлении их профессиональной журналистской деятельности.
Установлен приоритет международного права перед узбекским: «Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о защите профессиональной деятельности журналиста, то применяются правила международного договора», – говорится в тексте законопроекта.
Как отмечалось ранее на сайте парламента, законопроект нацелен на обеспечение свободы профессиональной деятельности журналиста и определяет правовой статус журналистов с учетом современного международного опыта и законодательства.
Остается вопрос, как будет исполняться новый закон после того, как его подпишет президент Шавкат Мирзиёев. Указ, запрещающий цензуру СМИ, в Узбекистане уже был, его издал в 2002 году президент Узбекистана Ислам Каримов. Там говорилось, что Узбекскому агентству по печати и информации «категорически запрещается осуществлять цензуру, редактирование, запреты и иные формы незаконного вмешательства в деятельность средств массовой информации». При этом узбекские журналисты задерживались за экстремизм, интернет-издания, в частности, сайт информагентства «Фергана», блокировались, а СМИ, переживающие теперь либерализацию, до сих пор избегают чувствительных для власти тем, например, публикаций о президентской семье.
В недавнем докладе правозащитной организации Human Rights Watch, изучившей самочувствие узбекских СМИ, говорилось о продолжающихся посадках журналистов и блогеров по сфабрикованным обвинениям. Одновременно отмечалось, что журналисты чувствуют позитивные изменения, расширения тем и объектов, доступных для критики, но по инерции боятся и ждут от власти более определенных сигналов.