6 january 2025




Новости Центральной Азии

Адвокат Хаётхана Насреддинова заявил генпрокурору Узбекистана о применении пыток к его подзащитному

Адвокат блогера и преподавателя Хаётхана Насреддинова, одного из фигурантов дела журналиста Бобомурода Абдуллаева, направил 7 марта генпрокурору Узбекистана заявление, в котором сообщил, что сотрудники следственного изолятора Службы национальной безопасности (СНБ) применяли к его подзащитному пытки во время следствия. Об этом рассказал глава Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) Сурат Икрамов.


Хаётхан Насреддинов. Фото с сайта Nadejda-ataeva.blogspot.com

По его словам, в своем заявлении адвокат У.Давлатов попросил провести медицинское обследование Насреддинова и привлечь использовавших незаконные методы следствия сотрудников СНБ к ответственности.

Между тем, на прошедшем 7 марта первом заседании по делу Бобомурода Абдуллаева к суду с ходатайствами о приобщении к делу заявлений о пытках и проведении судмедэкспертизы обратился лишь адвокат журналиста Сергей Майоров. Защитники Насреддинова, а также предпринимателей Равшана Салаева и Шавката Оллоёрова, проходящих по этому же делу, от подобных ходатайств воздержались.

По данным Майорова, физические и психологические пытки во время следствия применялись не только к его подзащитному, но и ко всем фигурантам дела.

«Это их право, – сказал «Фергане» Майоров, отвечая на вопрос о причине молчания адвокатов. – Я не могу вмешиваться в решения не моих подзащитных».

По словам Майорова, «то, что сегодня было, – это не судебное следствие, это специальная подготовительная процедура, во время которой суд должен убедиться, что люди, сидящие на скамье подсудимых, это те самые люди, которые указаны в обвинительном заключении». Также судья должен был убедиться, что подсудимые получили обвинительное заключения: «по закону, суд не может начаться, если прошло менее трех дней с момента получения обвинительного заключения». Выяснилось, что с такого момента прошло десять дней. Кроме того, «суд обязан был до начала судебного следствия спросить всех участников процесса, имеются ли у них заявления и ходатайства».


Адвокат Сергей Майоров. Кадр из видеозаписи его комментария, сделанной Тимуром Карповым, «Фергана»

Ранее «Фергана» сообщила, что на первом заседании судьей было удовлетворено два ходатайства адвоката Майорова: о приобщении к делу заявления Абдуллаева о пытках (подсудимый с разрешения судьи подписал его через решетку клетки, в которой находились все фигуранты дела, прямо в зале суда) и проведении судмедэкспертизы относительно травм, полученных Абдуллаевым во время следствия. Это многочисленные синяки на левой руке и спине, а также повреждение его позвоночника.

Председательствующий судья Зафар Нурматов попросил Абдуллаева снять верхнюю одежду и показать всем участникам судебного процесса следы и шрамы от пыток. Перед вынесением решений о приобщении к делу ходатайств Майорова судья спросил у всех фигурантов дела, их адвокатов и прокурора Бахрома Кобилова, не возражают ли они против этого. Оба раза никто не возражал. Более того, прокурор после вопроса о втором ходатайстве сказал: «Если действительно вопиющий факт пыток в отношении Абдуллаева имел место, я не возражаю».

«Если экспертиза подтвердит, что были пытки, то в этом случае все его [Абдуллаева] показания, в которых он сам себя оговаривает или оговаривает других, не должны приниматься судом в качестве доказательств», - пояснил Майоров.

При этом он отметил, что «намерен обжаловать определение суда. Дело в том, что я в своем ходатайстве заявил о больших проблемах [у Абдуллаева] с позвоночником, а судья в своем определении ничего не сказал о том, что перед экспертами будет поставлена проблема с позвоночником. А это гораздо более серьезная проблема, нежели травма плеча».

Когда состоится следующее заседание суда, пока неизвестно. Зафар Нурматов сообщил, что это будет зависеть от сроков проведения медицинской экспертизы и расследования по факту применения пыток.


Сабура Талипова, мать Хаётхана Насреддинова. Фото Тимура Карпова, «Фергана»

Примечательно, что перед началом заседания адвокат Салаева сообщил одному из правозащитников, что его подзащитный «ранее не знал, что на суд придут журналисты, правозащитники и представители дипкорпуса» – посольства США и миссии Евросоюза. По его словам, Салаев попросил своего адвоката вынести ходатайство об удалении их из зала. Не исключено, что такое ходатайство будет подано на следующем заседании.

Бобомурод Абдуллаев был задержан узбекскими спецслужбами 27 сентября 2017 года. Первого октября состоялся закрытый суд, на котором журналисту было предъявлено обвинение по статье 159-4 Уголовного Кодекса Узбекистана («Заговор с целью захвата власти или свержения конституционного строя Республики Узбекистан»), подразумевающей до двадцати лет лишения свободы. Подробнее о деле журналиста можно узнать из материалов специальной рубрики «Ферганы» «Бобомурод Абдуллаев».

Хаётхан Насреддинов - блогер, журналист, правозащитник, педагог. Доктор экономических наук, работал финансистом и экономистом в разных организациях. Сотрудничал с Радио Свобода и информагентством «Фергана». Он был арестован приблизительно 20 октября. Ему устроили очную ставку с Бобомуродом Абдуллаевым, на которой журналист признал, что встречался с ним и передавал ему деньги от оппозиционера Мухаммада Салиха – в качестве материальной помощи в связи со свадьбой сына. Насреддинова вынудили отказаться от адвоката, нанятого родственниками, его близким запретили общаться с журналистами. В январе 2018 года Насреддинов был удостоен ордена имени Сахарова «За мужество», которыми жюри премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок» награждает журналистов и правозащитников – погибших, тех, кто сейчас находится под арестом или в местах заключения, а также тех, кто, отсидев, уже вышел на свободу.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА