Ростуризм обязал китайцев нанимать российских гидов
Российские туроператоры уже делали жесткие заявления о захвате китайского сегмента туризма китайскими же структурами из Поднебесной. По утверждению туроператоров, российско-китайский бизнес превратился в китайско-китайский.
За прошедший год только Санкт-Петербург посетило более 300 тысяч туристов из Поднебесной. Однако подавляющая часть доходов ушла китайским компаниям, которые организуют туры из Китая в Россию. Российская сторона уверена, туристическая отрасль России недополучает на китайском туризме серьезные деньги.
Ситуацию комментирует эксперт «Ферганы» Алексей Винокуров.
«Идея принудить китайцев брать российских гидов-переводчиков – и разумная, и справедливая. Начать с того, что на кону стоят действительно большие деньги. И мы их недополучаем, подкармливая при этом китайских гидов, у которых обычно нет ни соответствующего образования, ни разрешения на подобную деятельность. При этом поймать их на месте преступления довольно сложно. В случае чего горе-гид притворяется обычным туристом и «забывает» все языки, кроме родного диалекта, на котором говорит только какая-нибудь отдаленная китайская провинция.
Кроме того, китайские гиды обычно совсем не представляют себе ни истории, ни культуры России (часто, впрочем, и Китая тоже). Послушав их экскурсии, можно узнать много нового. Например, что Красная площадь называется так потому, что ее красил Сталин кровью врагов советского народа. И это еще не худший вариант, потому что гид хотя бы знает, что площадь – Красная, а во главе СССР когда-то стоял Сталин.
Однако неквалифицированные гиды – это только вершина айсберга. В крупных городах России уже давно существует чрезвычайно развитая инфраструктура китайского туризма, начиная от ресторанов и кончая гостиницами только для китайцев. И это не говоря уже про разные увеселительные заведения вроде борделей и казино. Кто-то скажет, что поскольку местного населения это не касается, то и думать об этом не надо. Однако криминал имеет свойство потихоньку разрастаться и захватывать новые сферы влияния.
Некоторые считают, что идея принуждать китайцев нанимать россиян – проявление несправедливого протекционизма. Однако в Китае, например, быть гидами-переводчиками могут только китайцы. За подпольные же экскурсии иностранцу грозит в лучшем случае депортация, а то и чего посерьезнее. У нас достаточно своих квалифицированных гидов-переводчиков, которых надо трудоустраивать. Почему же мы должны заботиться о китайских гидах, которые, как правило, совершенно не владеют предметом?
Правда, я предвижу некоторые сложности в реализации нового соглашения. Китайцы довольно закрыты и вдобавок полагают, что иностранец не может знать ни их порядков, ни психологии, ни потребностей. Нередко случается, что китайцы просто отказываются понимать иностранцев, даже вполне прилично говорящих на их языке. Они сами воздвигают между собой и гидом эмоциональный барьер, через который пробиться очень нелегко. А виноватым в итоге оказывается именно гид. Китайцы будут жаловаться, что он не обладает достаточной квалификацией, и требовать себе китайского гида.
Другой вариант – подмена квалифицированных российских гидов «чернорабочими». Нечто подобное уже существовало в Москве в начале двухтысячных. Знакомый китайский студент, который сам подрабатывал гидом, рассказывал, что было предписание брать русского гида. Обходили его довольно просто: за копейки нанимали студента, который даже мог не знать китайского, но стоял рядом с группой и светил русской физиономией. Его в случае чего и представляли гидом.
Однако, несмотря на возможные трудности, идея брать русских гидов для китайских групп представляется мне своевременной и верной. Это будет в любом случае лучше, чем нынешний неконтролируемый хаос. И, кстати, будет вполне соответствовать китайскому представлению о справедливости».