В Казахстане открылась телефонная линия для жертв сексуальных домогательств
В течение трех месяцев специалисты горячей линии «Союза кризисных центров» будут собирать информацию о домогательствах и оказывать им правовую помощь для обращения в суд. Собранная ими информация должна стать основой пакета предложений по изменению законодательства в части защиты сексуальных свобод.
Линия открыта в рамках общественной кампании KORGAU123, получившей название по единственной статье Уголовного кодекса Казахстана, которая действует с 16 июля 1997 года и призвана предотвратить сексуальное насилие (статья 123 «Понуждение к половому сношению, мужеложеству, лесбиянству или иным действиям сексуального характера»). В реальности на сегодняшний день жертве, находящейся в зависимом положении от начальника, коллеги, преподавателя или бизнес-партнера, крайне сложно добиться наказания по этой статье. Она должна самостоятельно собрать доказательства и обратиться в суд.
На прошедшей в понедельник, 5 марта, в Алма-Ате пресс-конференции с участием юристов и представителя «Союза кризисных центров» отмечалось, что 123 статья практически не работает, и с 1998 года по ней вынесено всего 25 приговоров, при этом лишение свободы не применялось ни разу.
Представители KORGAU123 выступают за ужесточение ответственности за домогательства и создание атмосферы нетерпимости к ним с помощью обучения, информирования и разработку внутренних политик и процедур.
В работе над этой платформой объединились несколько крупных общественных организаций, медиа, бизнес-компании и волонтеры, отмечает Newreporter.org. Членами платформы помимо «Союза кризисных центров Казахстана» стали в том числе агентство «Корпоративная Социальная Ответственность Центральная Азия», Казахстанская феминистская инициатива «Feminita», галерея «ArtMeken», ряд региональных телеканалов и сайтов.
В Казахстане большинство дел об изнасилованиях не доходят до суда. В 2017 году резонанс получило дело гардеробщицы из сельской школы Анны Белоусовой, которая решением Комитета ООН по ликвидации дискриминации женщин (КЛДЖ) была признана жертвой сексуальных притеснений. Она дошла до ООН с жалобами на нового директора школы, который «прямым текстом требовал от нее интима» и, чтобы склонить гардеробщицу к сексу, унижал ее и заставлял работать уборщицей и мыть забор в тридцатиградусный мороз.
14 февраля Верховный суд Казахстана отменил решение Сарыаркинского суда Астаны и постановление апелляционной коллегии, отказавших в иске школьной гардеробщицы к Минфину республики о выплате ей компенсации за приставания директора. Дело отправлено на новое рассмотрение.