В Таджикистане около 2000 мечетей стали культурными центрами, чайханами и детсадами
Он отметил, что некоторые мечети были построены на частной территории, и их владельцы не имели нужных документов на землю, другие не получили регистрацию в качестве религиозной организации. Давлатзода заявил, что комитет давал время для подготовки документов. Мечети без них возвращались прежним владельцам или государству, или были переделаны в социальные учреждения. Работа еще 231 мечети находится под вопросом — их владельцам дано время для оформления документов.
Как ранее писала «Фергана», в Бободжонгафуровском районе на севере Согдийской области Таджикистана за 2017 год были закрыты 46 незаконно действовавших мечетей. Председатель района Зариф Вализода тогда заявлял, что они построены с нарушением закона, а именно — находятся друг от друга на слишком близком расстоянии (50 метров). Их планировалось преобразовать в швейные цеха, центры обслуживания населения, торговые центры.
Еще 45 мечетей закрыли в Исфаре. Мэр города Дилшод Расулзода объяснил это нарушением санитарных норм и ненадлежащим состоянием помещений.
Всего в Таджикистане действует 3973 религиозных учреждения. Из них 3528 пятикратных мечетей (для ежедневной молитвы), 326 – пятничных мечетей, 48 центральных пятничных мечетей, три Исмаилитских центра, 67 неисламских религиозных объединений.
Власти Таджикистана жестко контролируют деятельность религиозных организаций в стране. Во всех мечетях Душанбе и других крупных городов ведется видеонаблюдение.
Имам-хатибы назначаются на должности только Советом улемов Духовного управления мусульман Таджикистана и по согласованию с Госкомитетом по делам религии. В течение последних девяти лет в стране проводится их аттестация. С 2017 года мусульмане, получившие религиозное образование за рубежом, не могут быть имам-хатибами в мечетях Таджикистана.