Китай вернул себе тридцатиметровый старинный свиток ценой $20 млн
Непосвященному человеку даже и оставшийся фрагмент может показаться циклопическим: если повесить свиток вертикально, он окажется высотой с десятиэтажный дом. Однако для средневековой китайской живописи такая гигантомания вполне привычна. Часто на подобных свитках изображались в горизонтальной плоскости целые города или реки с прилегающими к ним окрестностями. Особенной гордостью китайских художников в таких случаях становился тот факт, что сотни и даже тысячи изображенных на свитке людей имели свой индивидуальный облик, который не повторялся.
Понятно, что подобные свитки повесить на стену было не так-то просто. В старом Китае они обычно хранились в свернутом виде. Процесс любования проходил примерно так: приглашались гости, разворачивалась часть свитка, и ее рассматривали во всех подробностях. На другой день гости снова приходили и любовались уже другой частью картины. В зависимости от длины или сложности свитка, просмотр подобного «сериала» мог длиться днями и даже неделями.
Разумеется, такие свитки высоко ценились коллекционерами и хозяевами их становились только весьма состоятельные люди. Наиболее выдающиеся произведения из этого ряда преподносились императорам и высшим чиновникам в качестве дара (или взятки).
Считается, что подаренный пекинскому Гугуну свиток находился в Японии с тридцатых годов прошлого века. При этом его принимали за пейзажную живопись последней китайской династии Цин (1644-1911 годы).
Фрагмент свитка. Иллюстрация с сайта gbtimes.com
Тот факт, что китайский свиток хранился в Японии, не удивителен. В первой половине двадцатого века Китай претерпел множество испытаний: оккупация западными странами, революция, вторжение японцев, гражданские войны. В разразившемся хаосе из страны было вывезено огромное количество культурных ценностей – особенно отличились на этом поприще иностранные армии. Кроме того, множество предметов традиционного искусства было вывезено гоминьдановцами на Тайвань, где тоже есть свой Гугун. В результате сокровищница тайваньского Гугуна оказалась несравненно богаче пекинского.
На протяжении двадцати последних лет правительство КНР проводит политику активного возвращения утраченных культурных ценностей. При этом Поднебесная не признает права собственности на похищенные предметы искусства: по ее мнению, все они принадлежат китайскому народу. Стоит чему-то из утраченного китайского наследия появиться на иностранных аукционах, правительство КНР немедленно требует снять лоты с продаж и вернуть их в Китай. Бывало, что китайцам удавалось добиться своей цели. Подобная история случилась с возвращением двух бронзовых скульптур, похищенных из парка Юаньминъюань.
Разумеется, Китай в силах выкупить наиболее важные произведения искусства, однако не делает этого. Принципиальная политика КНР состоит в том, что они не выкупают украденное – во всяком случае, официально. Однако есть вещи, которые по тем или иным причинам все-таки надо возвращать на родину. В таких случаях китайцы обычно действуют руками крупных бизнесменов и частных корпораций – именно они выкупают особенно важные предметы и потом передают их государству.
Примерно такая история произошла и с тридцатиметровым свитком, на котором изображен Великий шелковый путь. Он был выкуплен за 20 миллионов долларов главой китайской компании «Шимао Груп» Сюй Жунмао и передан в дар пекинскому Гугуну.
Надо сказать, что вся история дарения, очевидно, тесно связана с активизацией китайского проекта «Один пояс – один путь». В проект этот, направленный на расширение китайского влияния, КНР стремится вовлечь не только ближайших соседей, но и, по возможности, весь мир.
Об этом прямо говорит сам директор пекинского Гугуна Шань Цзисян: «Свиток, который можно сравнить с ценным ключом, поможет ученым более глубоко изучить Великий шелковый путь, что предоставит ценный опыт для дальнейшего развития «Пояса и пути» в будущем».