Правозащитники вступились за «экстремистку» из Ташкента
Поводом для разбирательств стала статья, опубликованная 24 ноября информагентством «УзА» под заголовком «В Шайхонтахуре задержана женщина-экстремист». В ней говорилось, что Умида Узакова якобы принесла в мечеть конверт, в котором находились 14 листовок «Хизб-ут-Тахрир» (религиозно-экстремистская организация, деятельность которой запрещена в Узбекистане и других странах Центральной Азии. – Прим. «Ферганы»). Прихожане, как утверждалось, передали конверт имаму, который сообщил о произошедшем в органы внутренних дел и службу национальной безопасности, после чего 22 ноября женщину задержали.
Между тем, по информации правозащитников, Умида Узакова, 1988 года рождения, не могла распространять никаких листовок, так как уже больше двух недель находится в следственном изоляторе ташкентского ГУВД. Она оказалась в числе 80 верующих, которые были задержаны 13-14 ноября, и в чьих домах были проведены обыски. Позднее большую часть задержанных отпустили, однако пятерых мужчин и двух женщин (в том числе Узакову) отправили в СИЗО. Их родственники утверждают, что к задержанным применялись пытки, в связи с чем они уже обратились с жалобой в Генпрокуратуру.
Правозащитники указали и на другие несоответствия в статье «УзА». Так, в ней указывалось, что Узакову якобы задержали в многоэтажном доме массива «Центр-26», однако, как пишет Икрамов, она давно там не живет. В сообщении также не были названы адрес мечети и имя имама, который якобы заявил в СНБ об экстремистских листовках. За разъяснениями по этому поводу к автору статьи Норгуль Абдураимовой обратились сотрудники радио BBC, которое вещает на узбекском языке (BBC Uzbek). Однако журналистка рекомендовала своим коллегам обратиться в ГУВД, добавив, что «не обязана перед ними отчитываться». В свою очередь, в религиозном управлении мусульман Узбекистана сообщили BBC, что не располагают информацией о распространении экстремистских листовок.
Преследование верующих в Узбекистане — один из главных пунктов в списке нарушений прав человека в этой стране. На днях Сурат Икрамов сообщал, что в ИГНПУ продолжают поступать заявления о задержаниях верующих, которые являются фигурантами так называемого «чёрного списка» Службы национальной безопасности (в него занесены «неблагонадежные верующие» и лица, находящиеся в розыске из-за своих религиозных убеждений). В июне президент Шавкат Мирзиёев поручил пересмотреть это список и исключить из него безосновательно обвиненных людей. В августе узбекские власти объявили об исключении из «черного списка» нескольких тысяч граждан — членов религиозно-экстремистских течений и диссидентов, находящихся в изгнании.