В турецкой тюрьме писателям запретили читать собственные книги
Находящимся в заключении турецким писателям Керему Билену (Kerem Bilen) и Фирату Джану (Fırat Can) тюремная администрация отказалась передать их собственные книги, сообщает Turkey Purge со ссылкой на Evrensel. Журналистам об этой ситуации рассказал редактор издательства «Арийен», выпустившего эти книги, Мехмет Салих Эршари (Mehmet Salih Erşari).
По его данным, запрет связан с мерами безопасности, введенными после попытки мятежа 2016 года. «Это бессмысленно, – заявил он. – Авторы ранее отправили нам черновики, с разрешения тюремной администрации. Но когда мы напечатали их, и отправили авторам, в тюрьме их принимать отказались».
Книги Керема Билена и Фирата Кана
Керем Билен и Фират Кан были осуждены за причастность к запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана. Свои книги (Билен, в частности, стал автором повести на курдском языке) они написали, находясь в заключении.
Ранее оппозиционная Республиканская народная партия Турции сообщила, что администрация одной из тюрем отказала родственникам подозреваемого в мятеже арестанта, которые хотели передать ему книгу Дэна Брауна «Код да Винчи». «Думаю, им не понравилось слово «код» в названии», – заявил депутат Барис Яркадас (Baris Yarkadas).
После попытки переворота в Турции были закрыты около 30 издательств. Почти 140 тысяч экземпляров книг, по данным правительства, изъяты из библиотек. Более 1,5 млн копий учебников были уничтожены. Среди них, как сообщалось, оказалось и пособие для шестого класса, в котором представители власти обнаружили слово «Пенсильвания» (в этом американском штате проживает проповедник Фетхуллах Гюлен, которого руководство Турции считает организатором мятежа, однако сам он это отрицает).
Попытка переворота в Турции была совершена в июле 2016 года. Группа военных захватила ряд стратегических объектов, но вскоре мятеж был подавлен силовыми структурами, оставшимися на стороне властей. В столкновениях погибли сотни людей. По подозрению в причастности к мятежу арестовано около 50 тысяч человек, некоторые из них уже осуждены. Десятки тысяч уволены из государственных структур.
В стране до сих пор действует режим чрезвычайного положения, расширивший полномочия властей. Они использовали его как повод, чтобы отказаться исполнять Европейскую конвенцию о правах человека (формально ее действие приостановлено). Аресты и увольнения сопровождаются многочисленными нарушениями, на которые указывали правозащитники. Критики официальной версии считают, что переворот был инсценировкой, которую власти использовали как повод для репрессий.