7 january 2025




Новости Центральной Азии

НИАТ «Ховар»: В Таджикистане может быть полностью закрыта миссия ОБСЕ

В Таджикистане может быть полностью закрыта миссия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), если в середине сентября этого года в ежегодном Совещании по человеческому измерению в Варшаве примут участие активисты запрещенной в республике Партии исламского возрождения (ПИВТ), сообщает таджикское Национальное информагентство «Ховар» со ссылкой на сайт Hamsinf.com.

«Как нам стало известно, члены ПИВТ зарегистрированы на этой конференции в качестве участников, а Мухиддин Кабири, который разыскивается Международной полицией Интерпол, – в качестве выступающего. Видимо, инцидент 2016 года не стал поучительным уроком для ОБСЕ. Сегодня, когда ситуация с ПИВТ повторяется, возможное окончательное закрытие миссии ОБСЕ в Таджикистане станет, как говорится, адекватной и симметричной мерой на её деятельность», - пишет «Ховар».

Далее государственное информагентство отмечает, что сотрудничество с ОБСЕ отвечало отвечало «интересам укрепления суверенитета, государственности и национальной безопасности» Таджикистана до того момента, пока группа представителей внесистемной таджикской оппозиции не провела акцию протеста с требованием освободить политзаключенных в республике во время Совещания ОБСЕ в Варшаве в 2016 году.

Участие в Совещании представителей оппозиции, в том числе членов ПИВТ и «Группы-24» вызвало недовольство таджикских властей. Тогда официальная делегация Таджикистана устроила демарш, демонстративно покинув заседание. В ответ на присутствие в Варшаве оппозиции в Таджикистане прошли протестные студенческие акции, организованные активистами проправительственного молодежного движения «Авангард», а таджикская делегация выступила с соответствующим заявлением и досрочно покинула мероприятия ОБСЕ в Варшаве.

В Кыргызстане также разразился скандал вокруг совещания БДИПЧ/ОБСЕ — по поводу выступления на нем заочно осужденного в республике бизнесмена Кадыржана Батырова. В качестве ответной меры на участие Батырова в мероприятии в Варшаве киргизские власти изменили статус присутствия ОБСЕ в республике, преобразовав Центр ОБСЕ в Бишкеке в Программный офис ОБСЕ в Бишкеке.

В декабре прошлого года ни одно из государств Центральной Азии не приняло у себя конференцию ОБСЕ по ситуации со свободой слова в регионе, поэтому форум был проведен в Вене. В конференции участвовали официальные представители Казахстана и Узбекистана. Душанбе и Бишкек отказались отправить в австрийскую столицу своих представителей. Тогда сообщалось, что власти Таджикистана решили проигнорировать собрание, потому что ОБСЕ предоставила площадку для участия в своем мероприятии лицам, «совершившим преступления и находящимся в международном розыске». Аналогичную позицию заняло и киргизское руководство.

В мае 2017 года делегация от Таджикистана отказалась ехать в Вену на конференцию ОБСЕ по предотвращению экстремизма и радикализма. А с июля 2017 года по настоянию таджикских властей статус миссии ОБСЕ в Таджикистане был понижен, и мандат Бюро ОБСЕ изменен на Программный офис ОБСЕ в Душанбе, в связи с чем были закрыты ее полевые офисы в Гарме, Худжанде, Курган-тюбе, Кулябе и Шаартузе.

Очевидно, что информацию «Ховара» о возможном закрытии миссии ОБСЕ следует рассматривать как официальное предупреждение этой международной организации, поскольку подобные сообщения на сайте государственного информационного агентства (со ссылкой на другое явно проправительственное издание) не могут быть опубликованы без согласования с властями Таджикистана.

Напомним, до сентября 2015 года в течение 16 лет ПИВТ была единственной официально действующей партией религиозного толка на постсоветском пространстве. В августе 2015 года министерство юстиции Таджикистана потребовало от ПИВТ прекратить деятельность. А в сентябре руководство ПИВТ и, в частности, Мухиддин Кабири были обвинены в причастности к военному мятежу бывшего замминистра обороны страны Абдухалима Назарзода. Партия была объявлена Верховным судом террористической организацией, ее руководство арестовано. В июне 2016 года 14 членов политсовета ПИВТ были приговорены различным срокам заключения, двое из них — к пожизненному.

Лидер же ПИВТ Мухиддин Кабири покинул Таджикистан сразу после парламентских выборов 1 марта 2015 года, на которых ПИВТ не получила ни одного мандата, то есть за полгода до драматических событий сентября. Позже он заявил, что сделал это, опасаясь, что на родине против него может быть сфабриковано уголовное дело. Позже он получил политическое убежище в Германии. Кабири отвергает все обвинения против своей партии, считая, что сентябрьский мятеж был поводом для запрета деятельности ПИВТ.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА