Россия: Мосгорсуд приостановил депортацию журналиста «Новой газеты» Али Феруза
Московский городской суд 8 августа приостановил решение о депортации из России журналиста «Новой газеты» Худоберди Нурматова (псевдоним - Али Феруз), сообщает «Медуза» со ссылкой на собственного корреспондента в зале суда.
Али Феруз в зале суда. Фото «Новая газета»
Журналиста не будут депортировать, пока в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) рассматривается его жалоба. В течение этого времени Феруз будет находиться в центре пребывания беженцев.
Напомним, Али Феруз был задержан 1 августа, а на следующий день Басманный суд Москвы вынес решение о его выдворении на родину. Когда Али принесли копию судебного решения, он попытался вскрыть себе вены, но приставы скрутили его. Журналист заявил, что лучше умрет, чем вернется в Узбекистан. Его поместили в Центр временного содержания иностранных граждан «Сахарово». 4 августа ЕСПЧ указал России, что Али Феруза нельзя выдворять в Узбекистан в течение всего времени рассмотрения его дела в Страсбурге. Сразу после этого Али Феруз подал заявление на получение статуса беженца- уже в третий раз, первые две попытки были безуспешны.
На заседании Мосгорсуда 7 августа адвокаты журналиста указывали на то, что Феруз законно находится в России, и это подтверждается документами из МВД и ФМС, сообщает «Новая газета». Защита подчеркивала, что в деле Феруза отсутствует состав административного правонарушения, а сам журналист находился в процессе получения статуса. Более того, последнее решение об отказе в предоставлении временного убежища он получил 2 мая, а трехмесячный срок об оспаривании истекал только 3 августа. Несмотря на это, решение о выдворении было принято уже 1 августа, заметил адвокат Филипп Шишов.
На заседании 8 августа суд по просьбе Шишова приобщил несколько решений об отказе в предоставлении убежища на территории России, а также перевод решения ЕСПЧ, письмо «Новой газеты» о том, что Нурматов является ценным сотрудником, и справку о том, что он получает стипендию.
Сам Феруз заявлял судьям, что не может вернуться в Узбекистан, где он подвергался пыткам и преследованиям и откуда сбежал в 2008 году. При подаче документов он неоднократно указывал на то, что его выдворение несет угрозу его жизни и здоровью и нарушает статьи 2 и 3 Конвенции о защите прав и свобод человека.