Узбекистан: Мать парня, скончавшегося в милиции, арестована за «хулиганство»
Вечером 19 июня на милицейском посту Дарбанд Джаркурганского района Сурхандарьинской области Узбекистана была задержана Каромат Кадырова, чей сын скончался в январе 2017 года во время пребывания в отделе внутренних дел (ОВД). Об этом на своей странице в Фейсбуке сообщила независимая журналистка Малохат Эшанкулова – в форме открытого обращения к президенту Шавкату Мирзиёеву.
Каромат Кадырова и Муродилло Омонов. Фото с сайта «Озодлик»
Каромат Кадырова направлялась в Ташкент, чтобы подать жалобу сотрудников правоохранительных органов, от рук которых погиб её 33-летний сын Муродилло Омонов. По данным «Озодлика» (узбекская служба Радио Свобода), Омонов был задержан милиционерами в Джаркурганском районе Сурхандарьинской области вечером 20 января, когда возвращался со свадьбы. Милиционеры остановили машину предпринимателя и установили факт алкогольного опьянения, после чего доставили в ОВД. Спустя несколько часов Каромат Кадыровой сообщили, что ее сын скончался от сердечного приступа.
Она не поверила в объявленную ей причину смерти сына и потребовала рассказать правду от УВД Сурхандарьинской области, РОВД и прокуратуры Джаркурганского района, но не добилась желаемого. И тогда Кадырова решила обратиться к президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву с просьбой взять дело о смерти Муродилло под личный контроль. Семья Омонова уверена, что он скончался в результате пыток, а не вследствие сердечного приступа. По словам Малохат Эшанкуловой, на голове покойного были видны гематомы от ударов тупым железным предметом, а на правой брови отчетливо виднелся багрово-красный след зашитой раны.
Бывший начальник управления внутренних дел Сурхандарьинской области Жасурбек Атаев утверждает, что Омонов скончался из-за сердечной недостаточности. Другие чиновники заявляют, что Омонов совершил самоубийство, повесившись с помощью рукава куртки на ручке двери изолятора, о чем есть документ - заключение судмедэкспертизы. Однако Кадырова намерена доказать, что милиционеры забили её сына до смерти, выполняя заказ местного базаркома Абдуллабая Рахмонова, который не раз уговаривал Муродилло продать ему участок земли в 10 соток на территории рынка, но получал отказ. В смерти своего сына она обвиняет также хокима (главу администрации) Джаркурганского района Усмана Турабова, находящегося с базаркомом в приятельских отношениях.
«Сотрудники внутренних органов в течение получаса расправились с моим ребенком, тело его в морге разрезали вдоль и поперек, а рано утром подбросили домой», - сообщает Кадырова в своем видеообращении к президенту.
Каромат Кадырова показывает фотографию своего еще живого сына
По словам Эшанкуловой, Кадыровой позвонили из Ташкента и пригласили на приём в министерство внутренних дел, который назначили на 10 часов утра 22 июня. Женщина решила поехать 19-го. За день до этого она побывала на приеме в виртуальной приемной местного уровня, где в присутствии хокима у нее произошел конфликт с некой женщиной, которая неожиданно стала беспричинно оскорблять Кадырову. В итоге хоким потребовал отправить обеих женщин на 15 суток. Но это не было выполнено, и на следующий день Кадырова поехала в Ташкент.
По словам Малохат Эшанкуловой, после задержания на посту милиции Кадырову привезли в здание Джаркурганского райсуда, где около 23 часов ночи вынесли решение о мере пресечении в виде четырех дней содержания под стражей. После чего Кадырову отвезли в следственный изолятор Термеза.
«Произошедшее можно назвать гнусной провокацией против [деятельности] президента Мирзиёева, - заявляет Эшанкулова в своем обращении к президенту. - Уважаемый Шавкат Миромонович! Это не первое и не последнее испытание, которые приходится переносить вашим многострадальным гражданам, рискнувшим обратиться в поисках правды и справедливости в ваши народные приемные. Почему местные чиновники-управленцы, желая прикрыть свои неблаговидные поступки и действия, устраивают всяческие козни и провокации в отношении рядовых граждан, чья вина лишь в том, что они хотят восстановить справедливость через ваши виртуальные приемные? Как понять тот факт, что честную труженицу-предпринимательницу, многострадальную мать так называемые стражи порядка под разными провокационными предлогами не выпускают из населенного пункта в столицу? Разве не странное совпадение, что пожилая женщина вдруг оказывается задержанной и препровожденной в суд за два дня до встречи с официальными лицами из правоприменительного ведомства, куда она накануне обращалась с просьбой о честном расследовании и наказании убийц своего сына?»