Делегация Таджикистана отказалась участвовать в конференции ОБСЕ в Вене
В конференции ОБСЕ участвуют более 500 экспертов в области противостояния экстремизму и радикализации из стран-членов организации. Ожидаются выступления Генерального секретаря ОБСЕ Ламберто Заньера, нынешнего председателя ОБСЕ и министра иностранных дел Австрии Себастьяна Курца, европейского комиссара по вопросам безопасности Джулиана Кинга, Посла доброй воли управления ООН по наркотикам и преступности Надии Мурад, других официальных лиц и специалистов.
Напомним, что в сентябре 2016 года делегация Таджикистана также устроила демарш на Совещании по человеческому измерению БДИПЧ/ОБСЕ в Варшаве после того, как на сессии, посвященной ситуации с правами человека в республике, выступили представители внесистемной таджикской оппозиции, в том числе члены ныне запрещенной Партии исламского возрождения (ПИВТ) и «Группы-24», с требованием освободить политзаключенных в республике. В ответ на присутствие оппозиции на Совещании ОБСЕ в Таджикистане прошли протестные студенческие акции, организованные активистами проправительственного молодежного движения «Авангард», а таджикская делегация выступила с соответствующим заявлением и досрочно покинула мероприятия ОБСЕ в Варшаве.
В Кыргызстане также разразился скандал вокруг совещания БДИПЧ/ОБСЕ — по поводу выступления на нем заочно осужденного в республике бизнесмена Кадыржана Батырова. В качестве ответной меры на участие Батырова в мероприятии в Варшаве киргизские власти изменили статус присутствия ОБСЕ в республике, преобразовав Центр ОБСЕ в Бишкеке в Программный офис ОБСЕ в Бишкеке.
В декабре прошлого года ни одно из государств Центральной Азии не приняло у себя конференцию ОБСЕ по ситуации со свободой слова в регионе, поэтому форум был проведен в Вене. В конференции участвовали официальные представители Казахстана и Узбекистана. Душанбе и Бишкек отказались отправить в австрийскую столицу своих представителей. Тогда сообщалось, что власти Таджикистана решили проигнорировать собрание, потому что ОБСЕ предоставила площадку для участия в своем мероприятии лицам, «совершившим преступления и находящимся в международном розыске». Аналогичную позицию заняло и киргизское руководство.