Узбекистан и МОТ продлили «Страновую программу достойного труда» на 2017-2020 годы
В Ташкенте 28 февраля Международная организация труда (МОТ) и Узбекистан подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий продление реализации «Страновой программы достойного труда» на 2017-2020 годы, сообщает Uzdaily.Uz со ссылкой на пресс-службу Министерства труда Узбекистана.
Меморандум подписан в рамках визита делегации МОТ во главе с региональным директором Организации по Европе и Центральной Азии Хайнцом Коллером.
На церемонии подписания министр труда Узбекистана Азиз Абдухакимов заявил, что в рамках Страновой программы достойного труда на 2014-2016 годы были успешно реализованы меры по совершенствованию национального трудового законодательства, повышению информированности населения по трудовым правам, налажен механизм обратной связи, внедрена практика применения информационно-коммуникационных технологий по укреплению правовой грамотности населения и по оперативному реагированию к фактам нарушения трудового законодательства.
Хайнц Коллер отметил, что «благодаря усилиям социальных партнёров и технической поддержке Международной организации труда за короткий период в Узбекистане достигнут значительный прогресс по имплементации международных трудовых норм и стандартов, а также искоренена практика детского труда и достигнут существенный прогресс по предотвращению принудительного труда при сборе хлопка. Страна демонстрирует ответственный и взвешенный подход к международным обязательствам в сфере труда, продолжается конструктивный социальный диалог между правительством, работодателями и профсоюзами».
О реакции узбекской стороны на слова представителя МОТ об искоренении практики детского труда в рамках завершившейся программы на 2014-2016 годы не сообщается, да и была ли она – неизвестно. Вероятно, только лишь глубокое уважение к зарубежным гостям остудило в Абдухакимове и его подчинённых желание поправить Коллера и отрицать факт использования в Узбекистане принудительного труда детей и взрослых, который узбекские власти опровергали всегда и категорично, несмотря на многочисленные свидетельства правозащитников и независимых журналистов об обратном.
Лишь в 2012 году усилия представителей гражданского общества, на протяжении нескольких лет активно привлекавших внимание мирового сообщества к проблеме использования в Узбекистане принудительного детского труда, подвигли, наконец, узбекские власти на деле отказаться от массовой отправки школьников на поля. Тем не менее правозащитники ежегодно фиксируют использование детского труда в сельском хозяйстве.
Не стал исключением и 2016 год: результаты мониторинга, проведенного общественными активистами, поставили под сомнение выводы МОТ. «Узбекско-германский форум по правам человека» (УГФ) опубликовал доклад «Принудительный труд в хлопковом секторе Узбекистана. Предварительные результаты сбора хлопка 2016 года». В нём рассказывается о не утратившей актуальность проблеме использования детского труда, в том числе всё большего привлечения (в сравнении с предыдущим годом) школьников в возрасте 14-15 лет, а также систематического массового использования принудительного труда взрослых.
Подробнее об этом можно прочитать в материале «МОТ: Принудительного труда в Узбекистане нет, потому что мы в это верим», а также в специальной рубрике «Хлопок».