Узбекистан: Условия содержания «религиозников» ужесточаются, родственники свидетельствуют о пытках
Одну историю рассказала ИГНПУ 82-х летняя пенсионерка, мать 9-ти детей Тожихон Мирзаева, проживающая в Ташкентской области. По ее словам, её сын Абдукарим Мирзаев, 1964 года рождения, отец пятерых детей, был задержан 2 декабря 2008 года сотрудниками УВД Ташкентской области, подвергнут пыткам, обвинён в причастности к партии «Хизб ут-Тахрир», осуждён 6 февраля 2009 года приговором Зангиатинского суда (судья Ходжаева Мухаббат) по уголовным делам к 8 годам лишения свободы по статьям: 159 «Посягательства на конституционный строй Республики Узбекистан», 244-1 «Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку», 244-2 «Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях» Уголовного Кодекса Узбекистана. При отбывании срока наказании неоднократно подвергался пыткам и издевательствам.
За несколько дней до окончания срока наказания Мирзаева администрация колонии возбудила на Абдукарима новое уголовное дело по статье 221 «Неповиновение законным требованиям администрации учреждения по исполнению наказания» УК РУ. Он был этапирован в следственный изолятор г. Каттакурган Самаркандской области.
24 ноября 2016 года, когда Тожихон приехала в колонию, ей отказали в свидании с сыном, после чего она обратилась к руководству ГУИН, где сказали ответили, что в отношении Абдукарима ведется следствие.
В апреле 2017 года истекает срок наказания другого сына Тожихон - Абдувохида Мирзаева 1971 года рождения, осуждённого на 11 лет лишения свободы. Мать в отчаянии говорит, что и его ждёт участь по добавлению нового срока наказания. По ее словам, администрация Зарафшанской колонии придумала новые требования для осуждённых по религиозным мотивам: каждый осуждённый должен сидеть с опущенной головой, не разговаривать, не общаться с другими осуждёнными и употреблять воду и пищу только в столовой.
Еще один сын этой же женщины, Мирзаев Абдулазиз Абдунабиевич, 1975 г.р., был задержан в 1999 году и приговорён Ташкентским областным судом к 18 годам лишения свободы по обвинению в посягательстве на конституционный строй, незаконной организации общественных объединений или религиозных организаций, изготовлении или распространении материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному и общественному порядку. Подвергался пыткам и унижениям. Болел туберкулёзом. Погиб от пыток в КИН 64/51 г. Косон 7 июня 2011 года.
В офис ИНГПУ также обратилась гражданка Абдурахманова Фарида Маликовна 1951 г.р., проживающая в Ташкенте. Из заявления следует: её сын Нармурадов Санжар Шавкатович – 1976 г.р., отец 4-х детей, был арестован сотрудниками МВД РУ 29 апреля 2000 года, обвинён в причастности религиозной партии «Хизб ут –Тахрир», при проведении следственных действий подвергался жестоким пыткам для получения признательных показаний. По сфабрикованным обстоятельствам был обвинен в тех же статьях - «посягательства на конституционный строй Республики Узбекистан», «незаконная организация общественных объединений или религиозных организаций», «изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку», «создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях».
Вина подсудимого С.Нармурадова на судебном процессе доказана не была, считает ИГНПУ. Суд проводился с грубыми нарушениями Уголовно-процессуального Кодекса и международных правовых норм. Однако судья Джамбайского района Самаркандской области З.Атакулов 15 августа 2000 года приговорил Санжара Нармурадова к 13-ти годам лишения свободы с отбыванием срока наказания в колонии строго режима.
Любопытна история самого судьи Атакулова, отмечает ИГНПУ. После оглашения приговора он запросил у родителей осужденного сумму в размере 1,5 тыс. долларов США за сокращение срока приговора до 10 лет на апелляционном рассмотрении. Родители подсудимого Нормурадова С обратились в Управление Службы национальной безопасности (СНБ) Самаркандской области, и при получении взятки судья Атакулов З. был задержан. Позднее он был осуждён к 6-ти годам лишения свободы. Со слов родителей Нармурадова С., через год после приговора судья откупился за 100 тыс. долларов США, вышел на свободу и эмигрировал в США.
В колониях Санжар Нармурадов подвергался жестоким пыткам со стороны надзирателей. В начале апреля 2013 года, когда до окончания его срока оставались считанные дни, администрация колонии КИН 64/61 г. Карши возбудила новое уголовное дело на Санжара по статье 221 «Неповиновение законным требованиям администрации учреждения по исполнению наказания». По данному сфабрикованному делу осуждённому Нармурадову Санжару добавили ещё 3 года и 6 месяцев. Через три года администрация колонии КИН 64/46 г. Навои вторично фабрикует уголовное дело по статье 221 УК РУ и в сентябре 2016 года суд приговаривает Санжара Нармурадова ещё к 3 годам в колонии строгого режима.
Когда 14 декабря 2016 года Фарида Абдурахманова посетила сына в колонии, она была в шоке: его лицо и тело было в синяках от побоев. Заместитель начальника колонии по воспитательной работе майор Мардонов и два оперативника колонии беседовали с Фаридой и успокаивали её, упрашивая никому не сообщать о пытках в отношении Санжара.
- Воспоминания Сурата Икрамова: Как учитель из Нукуса добился справедливости
- Воспоминания Сурата Икрамова: Как правозащитники «свалили» американскую чиновницу
- Воспоминания Сурата Икрамова: Смерть заключенного от пыток и странная реакция Freedom House (18+)
- Воспоминания Сурата Икрамова: Как в Ташкенте наказали судью-взяточницу
- Узбекистан: В тюрьмах Навоийской области от пыток погибли двое осужденных мусульман
- Воспоминания Сурата Икрамова: Как чемпиона мира судили за «ваххабизм»