Таджикистан: Прокурора и судью оскорбило прочитанное адвокатом Ёровым рубаи Авиценны
Рустам Такдирзода, который на первом процессе по делу Ёрова был гособвинителем, в новом уголовном деле выступает в качестве потерпевшего вместе с председательствовавшим на том процессе судьей Душанбинского городского суда Асадулло Бобохонзода, передает «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода). По словам родственников Бузургмехра, судья Бобохонзода также заявил, что озвученное Ёровым рубаи он расценивает как «публичное оскорбление представителей власти при исполнении ими своих должностных обязанностей».
Брата Бузургмехра Джамшед Ёров уточнил, что, выступая в суде с последним словом, Бузургмехр процитировал стих «Бародарам» («Мой Брат») таджикского поэта Мумина Каноата и рубаи Авиценны «Эти два-три глупца из невежества...», после чего между ним и гособвинителем Такдирзода произошла словесная перепалка.
Судя по смыслу, Ёров процитировал следующее рубаи Авиценны:
Встретишь этих невежд, двух-трех гордых ослов,
Притвориться ослом постарайся без слов.
Ибо каждого, кто не осел, – эти дурни
Обвиняют тотчас же в подрыве основ.
В Таджикистане это уже не первый случай, когда за цитирование классика, воспринятое как личное оскорбление, заводится дело. Так, в мае 2013 года в независимой газете «Азия-плюс» вышла статья редактора Ольги Тутубалиной «Неинтеллигентно об интеллигенции», где был процитирован негативный отзыв Владимира Ленина об этой части общества. В ответ на публикацию три представителя таджикской интеллигенции, а также Союзы писателей, художников, композиторов, архитекторов и Академия наук Таджикистана подали иск против Тутубалиной и редакции газеты «Азия-Плюс» за оскорбление чести, достоинства и репутации большой социальной группы, которой автор статьи якобы причинила «физические и психические страдания». В начале 2014 года районный суд в Душанбе обязал «Азия-плюс» дать опровержение и выплатить пострадавшим компенсацию в размере 30 тысяч сомони (около $6100).
Как показал печальный опыт газеты «Азия-плюс», у многих в Таджикистане своеобразный уровень восприятия аллегории и довольно низкий порог чувствительности к критическим замечаниям. При этом квалифицированных экспертов-лингвистов, способных или готовых дать беспристрастную оценку высказываниям или употреблению известных цитат в конкретной ситуации, в республике нет.
Напомним, Бузургмехр Ёров был арестован 28 сентября 2015 года по обвинению в мошенничестве и подделке документов. Это произошло через несколько дней после того, как Ёров встал на защиту членов ныне запрещенной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и возглавил Общественный комитет по предотвращению и пересечению незаконного задержания, ареста, обыска и заключения. К моменту задержания Ёров занимался делами семерых задержанных членов ПИВТ. Позже был задержан адвокат Нуриддин Махкамов, являвшийся сотрудником коллегии адвокатов «Сипар», членом которой был и Ёров.
Суд города Душанбе 6 октября приговорил Ёрова к 23 годам, а Махкамова – к 21 году лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. А в середине октября стало известно о двух новых уголовных делах против Ёрова. Одно из них – по статьям 330 (Оскорбление представителя власти) и 355 (Неуважение к суду) Уголовного кодекса республики. Еще одно дело возбуждено по статье 247 (Мошенничество) после жалобы двух граждан.