Группа активистов и политэмигрантов призывает Европу и США не возвращать властям Узбекистана $850 млн Гульнары Каримовой
Петиция «Вернуть народу активы, украденные коррумпированной правящей элитой Узбекистана» адресована правительствам Бельгии, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Швейцарии, Швеции и США. Приводим полный текст обращения.
«Активы, нажитые правящей элитой Узбекистана в результате коррупционной схемы в телекоммуникационном секторе, должны быть конфискованы и возвращены жертвам коррупции.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО УЗБЕКСКИХ АКТИВИСТОВ
Группа узбекских активистов в составе Надежды Атаевой, Умиды Ниязовой, Санжара Умарова, Ёдгора Обида, Алишера Таксанова, Исмаила Дададжанова, Довудхона Назарова, Алишера Абидова, Миррахмата Муминова, Дмитрия Тихонова и Улугбека Хайдарова обратилась к правительствам США, Швейцарии, Швеции, Нидерландов, Бельгии, Ирландии и Люксембурга с просьбой поддержать иск Департамента юстиции США по конфискации 850 миллионов долларов, нажитых коррумпированной верхушкой Узбекистана в результате коррупционной схемы в телекоммуникационном секторе. Активисты призывают эти правительства не возвращать данные активы правительству Узбекистана, которое несет ответственность за указанное преступление, а направить эти средства напрямую жертвам коррупции, коими является весь народ Узбекистана. Примером такой справедливой репатриации нечестно нажитых активов является Фонд Бота в Казахстане. Если правительство Узбекистана не согласится создать условия для работы подобного фонда, то указанные активы следует заморозить под доверительным управлением, подотчетным указанным правительствам и гражданскому обществу Узбекистана.
Ниже приводим краткую версию этого письма:
Мы, граждане Узбекистана, пишем вам, чтобы выразить свою надежду на то, что иски Департамента юстиции США No: 1:15-cv-05063 от 29 июня 2015 г. и No: 1:16-cv-01257-UA от 19 февраля 2016 г., возбужденные по конфискации активов в общем размере 850 миллионов долларов США, которые были получены в результате коррупционных сделок в телекоммуникационном секторе Узбекистана, будут доведены до успешного конца и что европейские государства, в банках которых заморожены указанные активы, поддержат эти иски и примут решение в интересах жертв коррупции. Подписавшие это письмо являются активистами гражданского общества Узбекистана, вынужденными покинуть родину из-за угрозы репрессий со стороны режима Каримова, но продолжающими участвовать в общественной жизни своей страны.
Мы призываем вас не возвращать эту сумму правительству Узбекистана, поскольку оно погрязло в системной коррупции, пронизывающей все государственные уровни и подрывающей независимость и неподкупность исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. После смерти Ислама Каримова новые власти пообещали реформировать судебную систему и принять антикоррупционное законодательство, однако мы должны убедиться в том, что слова не будут расходиться с делом. И при правлении Каримова было принято немало хороших законов, был подписан и ратифицирован ряд международных конвенций по защите прав человека, а также против коррупции. Но на практике ничего из этого не исполнялось - ни собственные законы, ни международные обязательства, которые правительство Узбекистана приняло на себя.
Мы считаем, что указанная сумма должна быть направлена на возмещение ущерба народу Узбекистана, являющемуся истинной жертвой государственной коррупции. Ввиду маловероятности того, что в ближайшее время узбекское правительство согласится на независимое от него расходование этих активов, мы предлагаем временно заморозить их в транспарентном фонде под доверительным международным управлением (trust), подотчетном ключевым заинтересованным сторонам, включая гражданское общество.
Приглашаем всех тех, кто хочет добиться справедливости для жертв коррупции, присоединиться к этой инициативе и поставить свои подписи под петицией.
Эта петиция будет доставлена правительствам Бельгии, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Швейцарии, Швеции и США».
В августе 2015 года сообщалось, что США обратились к Ирландии, Бельгии, Люксембургу, Швеции и Швейцарии с просьбой арестовать активы на общую сумму $1 млрд в рамках расследования сомнительных сделок на телекоммуникационном рынке Узбекистана с участием Vimpelcom, MTS и TeliaSonera. В январе 2016 года стало известно, что глава узбекского Минюста Музраф Икрамов направил Эндрю Картеру письмо, в котором заявил о намерении Узбекистана получить деньги, замороженные в рамках связанного с Каримовой дела. В апреле Министерство юстиции США конкретно и открыто назвало старшую дочь узбекского Ислама Каримова подозреваемой в получении взяток и отмывании средств. В мае Федеральный суд Южного округа Нью-Йорка приостановил до 31 июля дела, связанные с Каримовой, по просьбе Вашингтона и Ташкента, которые заявили о намерении внесудебно договориться о судьбе замороженных в рамках расследования коррупционных схем сотен миллионов долларов. Попытка не увенчалась успехом, и суд дал сторонам ещё три месяца на урегулирование вопроса, а в начале ноября снова перенес дату заключения договора между США и Узбекистаном, велев сторонам уладить вопрос до конца января 2017 года. По сведениям RFE-RL, американские чиновники готовы вернуть эти деньги в Узбекистан, но их останавливают опасения относительно того, кто получит деньги, как они будут освоены и какого рода надзор будет установлен над расходованием этих средств.
Подробнее - в материалах рубрик «Гульнара Каримова» и «Teliasonera». Также важная статья по теме: «Вашингтон и Санжар Умаров хотят разобраться с деньгами узбекской клептократии».