Международные правозащитники призывают власти Узбекистана расследовать сообщения о пытках братьев Ибодовых
Ильхом Ибодов, который умер в заключении в тюремном учреждении СНБ в Бухаре в сентябре 2015 года, был подвергнут пыткам до смерти. Также был подвергнут пыткам и его брат Рахим Ибодов, который отбывает 8-летний срок тюремного заключения. Они оба отказались мириться с вымогательством и грозили предать гласности коррупцию в СНБ, были арестованы за «административные нарушения» и позже были обвинены в налоговых и других вымышленных преступлениях.
«Смерть Ильхома Ибодова в заключении и серьезность обвинений в жестоком обращении, предшествующем смерти, подчеркивают жестокую реальность проблемы пыток в Узбекистане. Арест Ибодова, пытки и смерть сводят на нет утверждения правительства о том, что они серьезно решают проблему пыток и коррупции», - сказал исследователь по Центральной Азии Human Rights Watch Стив Свердлов.
Родственники Ибодова предоставили правозащитникам достоверные свидетельские показания и фотографии его тела, которые, в соответствии с выводами судмедэксперта подтверждают обвинения в пытках Ибодова до его смерти. Доказательства, касающиеся смерти Ибодова в заключении, в том числе противозаконных пыток, в результате расследования добыли его родственники. В ответ на свои запросы они получили мнение независимого медицинского эксперта, который провел экспертизу фотографий тела Ильхома Ибодова, сделанных после того, как СНБ выдало его тело родственникам для погребения. Эксперт пришел к выводу о том, что фотографии указывают на телесные повреждения, связанные с тупой травмой, и другие раны, которые могли быть получены в результате пыток.
Рахим Ибодов предоставил родственникам подробные воспоминания об условиях содержания под стражей. Он сообщил, что официальные лица в изоляторе, где их содержали, вначале подговорили сокамерников к избиению братьев, в течение 25 дней. После братьев перевели в другое тюремное учреждение, где, согласно рассказу Рахима Ибодова, трое офицеров, которые вымогали у них взятку, избили брата до смерти.
Родственники сказали правозащитникам, что 13 сентября в Бухаре власти вернули им тело Ильхома Ибодова и оказывали давление с тем, чтобы понудить их провести погребение на следующий день. В ноябре власти предоставили матери Ильхома свидетельство о смерти, указывающее причиной смерти «сердечный приступ».
Группа международных правозащитных организаций попросила находящегося вне Узбекистана независимого судмедэксперта, имеющего опыт работы начальником отдела медицинского обслуживания министерства здравоохранения, консультанта организаций по правам человека провести анализ фотографий и видеозаписи тела Ильхома Ибодова, сделанных его родственниками в день, когда им вернули тело. В соответствии с выводами эксперта, фотографии содержат подтверждение наличия ран в районе щиколоток обеих ног, возможно, это результат сковывания либо перевязывания веревкой; гематом в нижней части спины, на ягодицах, плечах, стопах, полученных в результате тупых травм. Эксперт пришел к выводу, что эти и другие телесные повреждения, видимые на теле – это признаки применения пыток.
15 февраля 2016 года Бухарский суд по уголовным делам приговорил Рахима Ибодова к 8 годам лишения свободы за «незаконное приобретение валюты, уклонение от налогов, нарушения правил торговли и оказания услуг, отмывание денег». Судья проигнорировал заявление Ибодова в суде о том, что он и его брат были подвергнуты избиениям и что их чистосердечное признание было добыто путем пыток. Он отбывает наказание в тюремной колонии Таваксай УЯ 64/3 в Ташкентской области.
Власти систематически запугивали родственников и угрожали тем, что Рахим Ибодов никогда не выйдет на свободу живым, если они не прекратят задавать вопросы о смерти Ильхома. До сих пор семья написала 160 обращений в различные узбекские государственные органы, включая 25 писем, адресованных президенту Исламу Каримову, с просьбами расследовать обстоятельства пыток братьев Ибодовых, смерти Ильхома в заключении и суда и приговора в отношении Рахима. До настоящего времени ни на одно обращение власти не дали вразумительного ответа. Также не были инициированы расследования смерти и обвинений в применении пыток в отношении Ильхома.
«Семья Ибодовых нуждается не только в нашем сопереживании. Они нуждаются в справедливости, быстрых действиях международных партнеров Узбекистана, прекращения безнаказанности за пытки и злоупотребления, которые царят сейчас в Узбекистане», - сказала президент Ассоциации «Права человека в Центральной Азии» Надежда Атаева.
Узбекское правительство, возглавляемое временно исполняющим обязанности президента Шавкатом Мирзиеевым, должно допустить Международный Комитет Красного Креста (ICRC) к мониторингу мест заключения, пригласить в страну спецдокладчика ООН по пыткам и другие неправительственные организации и привести национальное законодательство и практику в соответствие со своими международными обязательствами во избежание и для борьбы с пытками.
Международные партнеры Узбекистана, в том числе США и Евросоюз, должны четко заявить следующую позицию: если узбекские власти не предпримут существенных улучшений в сфере соблюдения прав человека, то будут подлежать целевым ограничениям, направленным против узбекских правительственных, причастных к грубым нарушениям прав человека, таким как запрет на получение виз и заморозка активов, заявляют правозащитники.