Российские правозащитники призывают Евросоюз содействовать прекращению политических репрессий в Казахстане
«Господин председатель!
Мы, представители российских правозащитных объединений, обеспокоены усилением репрессий и преследований гражданских активистов в соседнем Казахстане. В этой связи наибольшую известность получил расстрел в декабре 2011 года в городе Жанаозене митинга бастовавших рабочих нефтяной промышленности. За пять лет мало что изменилось к лучшему. Наоборот, были закрыты практически все оппозиционные партии и СМИ, запрещены независимые профсоюзы. Однако именно нарушение фундаментального права на мирные собрания является в Казахстане повсеместным и вопиющим фактом государственного произвола.
С 12 октября в городе Атырау в Казахстане продолжается громкий судебный процесс над активистами движения против земельной реформы Максом Бокаевым и Талгатом Аяном, которые были арестованы в мае 2016 года за организацию и участие в мирном митинге протеста 24 апреля. Этот митинг стал началом массового движения протеста во многих городах Казахстана против планов правительства провести приватизацию государственных земель и передать их в долгосрочную аренду китайским корпорациям. На митинг собрались более пяти тысяч человек, там были озвучены требования отмены поправок в Земельный Кодекс. Во время акции не было ни столкновений с полицией, ни призывов к насильственным действиям, никто не пострадал.
Более того, на этом митинге глава областной администрации дал гарантии, что никого из участников не привлекут к уголовной или административной ответственности. Через несколько недель после митинга президент Нурсултан Назарбаев, выступая по телевидению, признал правомерность требований протестующих и ввел мораторий на продажу земли и на действие поправок в Земельный Кодекс. Однако накануне намеченных на 21 мая митингов по всей стране более 50-и гражданских активистов были арестованы и осуждены на 10-15 суток. Как раз тогда, 18 мая, в Атырау были арестованы Макс Бокаев и Талгат Аян, в отношении которых впоследствии было возбуждено уголовное дело по статьям за «приготовление к действиям, направленным на захват власти» и «насильственное удержание власти в нарушение Конституции Казахстана».
Помимо этого, Макса Бокаева и Талгата Аяна теперь обвиняют в возбуждении социальной розни и распространении заведомо ложных сведений. Комитет национальной безопасности (КНБ), ведущий данное дело, также использовал против них показания других лиц, проходивших по другим уголовным делам и пошедших на сделку со следствием. Других вещественных доказательств «организации массовых беспорядков» следствием представлено не было. Отсюда можно сделать вывод, что эти показания – не что иное, как оговор. Сегодня очевидно, что подсудимые, которые полностью отрицают свою вину, будут приговорены к длительным срокам заключения только за то, что осуществили своё законное право на проведение и участие в мирном собрании.
Многие международные правозащитные объединения, среди которых Amnesty International и Human Rights Watch, уже выразили протест и потребовали от властей Казахстана освобождения арестованных активистов. […] Мы присоединяемся к общему голосу правозащитных организаций и просим власти Европейского союза оказать возможное влияние на Казахстан, который является важным торговым и политическим партнером Евросоюза, чтобы предотвратить усиление репрессий и добиться освобождения гражданских активистов.
Еще один вопиющий случай – продолжающееся давление на известного защитника прав заключенных в Казахстане Вадима Курамшина, осужденного по сфабрикованному делу на 12 лет заключения в колонии строгого режима. Несмотря на оправдание судом присяжных, он был повторно арестован и осужден в конце 2012 года после поездки в Варшаву на сессию ОБСЕ по человеческому измерению, где он выступил с докладом о пытках заключенных в Казахстане. Администрация колонии ЕС 164/4 третий год содержит его в одиночной камере во внутренней тюрьме учреждения без права на телефонные звонки и без общения с другими заключенными и угрожает Вадиму Курамшину увеличить общий срок заключения за то, что он якобы не соблюдает режим содержания и отказывается от работ.
Адвокаты и близкие политического заключенного неоднократно указывали, что его держат в сырой непроветриваемой камере, которая находилась в антисанитарном состоянии и которую постоянно заливали ядохимикатами и хлором под предлогом борьбы с крысами. Несмотря на радикулит, он не может прилечь, так как с 6 утра и до 22 часов вечера его кровать в одиночной камере прикреплялась цепями к стене. […]
Тяжкие условия одиночного содержания, которые можно приравнять к пыткам, уже отразились на здоровье Вадима Курамшина. Увеличение срока содержания в колонии в одиночной камере внутренней тюрьмы может привести к необратимым последствиям и летальному исходу. Сохранить жизнь и здоровье правозащитнику можно, только облегчив условия содержания. Сделать это посредством обращений в МВД и Генеральную прокуратуру Казахстана уже не представляется возможным, так как на многочисленные письма либо нет ответа, либо чиновники считают действия сотрудников колонии ЕС 164/4 правомерными.
15 декабря 2015 года Евросоюз подписал с Казахстаном соглашение об экономическом сотрудничестве. Мы считаем, что власти ЕС должны во время переговоров со своим стратегическим партнером в Центральной Азии уделить большее внимание теме нарушения прав граждан Казахстана на проведение мирных собраний, забастовок и создание политических партий и профсоюзов, а также положению заключенных и мерам по противодействию пыткам в местах заключения.
Примером такого положительного влияния на правительство Казахстана является досрочное освобождение в августе руководителя запрещенной демократической партии «Алга» Владимира Козлова, осужденного на семь с половиной лет за поддержку забастовки нефтяников Жанаозена. В результате множества резолюций Европейского парламента, усилий депутатов парламентов европейских стран удалось добиться досрочного освобождения всех нефтяников, осужденных за участие в многомесячной забастовке.
Сегодня важно добиться пересмотра дела Макса Бокаева и Талгата Аянова, участвовавших в мирном митинге протеста, и изменения условий содержания и досрочного освобождения правозащитника Вадима Курамшина. Жесткая и четкая позиция Европейской комиссии в отношении вопроса неукоснительного соблюдения фундаментальных политических и гражданских прав могла бы отрезвить нынешний режим в Казахстане и привести к освобождению всех политических заключенных в стране, а также подтолкнуть к проведению необходимых демократических реформ».
Обращение подписали:
Людмила Алексеева, Председатель Московской Хельсинкской группы;
Валерий Борщёв, член Московской Хельсинкской группы;
Светлана Ганнушкина, член Совета Правозащитного центра «Мемориал», председатель Комитета «Гражданское содействие»;
Олег Орлов, член Правления Международного «Мемориала»;
Лев Пономарёв, исполнительный директор Общероссийского общественного движения «За права человека»;
Александр Черкасов, председатель Совета Правозащитного центра «Мемориал».