В Таджикистане частную адвокатскую практику приравняли к предпринимательству
Отныне адвокаты, работающие индивидуально, будут оплачивать упрощенный налог с общего дохода в размере 6 процентов и социальный страховой налог в размере одного процента. Ранее они оплачивали только социальный налог. Свое решение глава НК обосновал тем, что как у индивидуальных предпринимателей, так и у частных адвокатов цель одна – заработать денег.
«Согласно статье 2 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» деятельность адвоката не считается предпринимательской. Согласно статье 1 данного закона оплата адвокатского труда считается оплатой за юридическую помощь адвоката. И оплата производится согласно контракту», - говорится в решении председателя НК. Однако, как указывается далее, согласно статье 8 Налогового кодекса, «для целей налогообложения в качестве предпринимательской деятельности признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли (дохода, компенсации) от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, подлежащими государственной регистрации в этом качестве в установленном законодательством порядке». Адвокаты должны будут зарегистрироваться в налоговых органах по лицензии, полученной в министерстве юстиции Таджикистана.
Ссылаясь на данную статью Налогового кодекса, Нусратулло Давлатзода решил, что частные адвокаты должны платить налоги, как предприниматели. При этом председателя НК не смущает явное противоречие его решения положениям двух законов – закону об адвокатуре, в котором сказано, что деятельность адвоката не является предпринимательской, и Налоговому кодексу, согласно которому налогообложению в качестве предпринимательской деятельности подвергаются лица, «подлежащие государственной регистрации в этом качестве». А адвокаты не являются субъектами предпринимательской деятельности.
Согласно поправкам в закон об адвокатуре, с этого года все адвокаты в Таджикистане должны сдавать экзамены в министерстве юстиции и получать лицензию на адвокатскую деятельность. Поправки вызвали критику представителей гражданского общества в Таджикистане и многих международных организаций. Согласно обновленному закону, теперь адвокаты не имеют права защищать интересы своих родственников. Не могут заниматься профессиональной деятельностью те адвокаты, у которых есть судимость, двойное гражданство либо отсутствует гражданство Таджикистана и прописка на территории республики. Кроме того, лица, уволенные из силовых и правоохранительных органов Таджикистана за коррупционные действия или за нарушения принятой присяги, также не имеют права заниматься адвокатской деятельностью. Таким образом, часть адвокатов, не соответствующих новым требованиям, не были допущены к сдаче экзамена.
К настоящему времени лицензию на профессиональную деятельность получил 461 адвокат из 1600 защитников, работавших в республике до последнего года, сообщает «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода).