24 november 2024




Новости Центральной Азии

Казахстан, суд над Максом Бокаевым и Талгатом Аяном: вторая попытка процессуального соглашения отвергнута

Судебный процесс, проходящий в казахстанском городе Атырау над гражданскими активистами Талгатом Аяном и Максом Бокаевым, 27 октября ознаменовался двумя важными моментами. Но до этого адвокаты защиты заявили ходатайства о признании недействительными приобщенных к делу ранее показаний свидетелей – почти 250-ти рабочих компаний-подрядчиков нефтеперерабатывающего завода «Болашак». При переводе на русский язык переводчик явно свободно трактовал слова казахскоговорящих свидетелей, которые на суде стали отказываться от приписываемых им выражений. Более того, оказалось, что люди даже не знают такого термина как «провокаторы» - а якобы именно так они называли Бокаева и Аяна, приглашавших рабочих принять участие в митинге. Да и никто из них не подтвердил личного общения с подсудимыми — переписывались в социальных сетях. А пятеро рабочих на суде вообще заявили, что подписали протокол без ознакомления с ним.

Этот момент судья Гульнар Даулешова решила уточнить, пообещав вызвать в суд следователя Комитета национальной безопасности, проводившего допрос.

Любопытными оказались показания свидетеля обвинения - дежурного сотрудника отряда специального назначения МВД (СОБР) Есенжана Есенгалиева. Утром 24 апреля, в день митинга в Атырау, его подняли по тревоге и отправили на городскую площадь обеспечивать правопорядок - то есть не допускать людей к месту заявленного митинга.

- Непослушных мы сажали в машину и увозили в ДВД, агрессивно настроенных или вооруженных людей я не встречал, - сообщил суду полицейский. Ничего запрещенного, по словам блюстителя порядка, у протестующих не было, вели они себя спокойно, разве что у одного был изъят плакат. Так что лишь с большой фантазией можно предположить, что народ готовился по заданию бизнесмена Тохтара Тулешова совершать массовые беспорядки. Допрошенные двое полицейских из патрульно-постовой службы также подтвердили: ни один участник митинга противоправных действий не совершал.

Неожиданным стало заявление прибывших в суд редактора закрытого властями оппозиционного журнала «ADAM bol» Гульжан Ергалиевой и редактора оппозиционной газеты «Жас алаш» Рысбека Сарсенбая. Они попросили суд дать им возможность встретиться с подсудимыми, чтобы снова попытаться договориться о процессуальном соглашении, то есть, добиться того, чтобы подсудимые признали свою вину.

Первым на это предложение отреагировал Макс Бокаев:

- Я бы хотел встретиться с этими уважаемыми людьми: уверен, у нас найдутся темы для разговора. Но, как я сказал, на процессуальное соглашение я не согласен и не пойду, - заявил суду подсудимый.

Талгат Аян поддержал позицию своего товарища. На что судья вынесла в конце заседания решение: во встрече отказать.

13 октября судья Даулешова уже предлагала Бокаеву и Аяну заключить процессуальное соглашение с прокурорами. Оба категорически отказались.

Соб. инф.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА