Суд по делу Аскарова: Свидетели путаются в показаниях, осужденный обвиняет их в клевете
В здании Департамента конвоирования госслужбы исполнения наказаний (ГСИН) Чуйский областной суд провел 11 октября второе заседание по делу осужденного на пожизненное заключение правозащитника Азимжана Аскарова, признанного виновным в организации беспорядков на юге Кыргызстана в 2010 году.
Азимжан Аскаров в зале суда. Фото «Азаттык»
Как передают киргизские СМИ, некоторые свидетели путались в своих показаниях и не смогли ответить на уточняющие вопросы адвокатов. К примеру, бывший прокурор Базар-Коргонского района Абдулла Бакиров не смог объяснить адвокату Аскарова Валерьяну Вахитову, почему, если Аскаров был задержан 15 июня, его как подозреваемого допросили только сутки спустя. Бакиров не смог назвать и точное число убитых в тот день, когда погиб милиционер, передает «24.kg». Он сообщил, что 13 июня, в день убийства милиционера, на мосту его не было, а значит, Аскарова в тот день там он не видел.
На вопрос прокурора, пытал ли кто-нибудь Аскарова, Бакиров сказал, что «слышал, что его кто-то из сокамерников побил, но сотрудники милиции его не трогали, не пытали», передает Kloop.Kg. Издание напоминает, что в отчёте Международной комиссии юристов «О задержании, заключении под стражу и судебном разбирательстве по делу Азимжана Аскарова» написано со ссылкой на слова самого правозащитника, что его пытал начальник ИВС: «За критические статьи против нас получай по расчету. Мы будем пытать тебя так, что ты медленно умрешь. Ты никогда не имел представления, кто такие милиционеры. Теперь у нас есть возможность и время тебе полностью до ума это довести. Тебя мы по-любому убьем, но медленной смертью», - привел тогда слова начальника изолятора Аскаров.
Сегодня был допрошен и свидетель, избивший Аскарова в изоляторе – Мавлянбек Мамыржанов (24.kg называет его Мамеджановым). Прокуроры представили его как самого важного свидетеля обвинения. Судя по его словам, лично он Аскарова на мосту не видел.
Мамыржанов: «Мне сказали, что было на мосту, и там собиралась толпа. Потом эта толпа побежала на милиционеров. Они бежали. Мне сказали, что Аскарова там видели». Прокурор: «Вы знаете лично Аскарова?» Мамыржанов: «Я знаю его». Аскаров: «Почему ты говоришь, что видел меня, если это не так?» Мамыржанов: «Тебя видели там».
«Как ты можешь так бессовестно врать? У меня Коран здесь лежит. Я не могу врать!» - возмутился Аскаров, добавив, что это лжесвидетельство. «Я знаю тебя и знаю цену твоим клятвам», - заявил свидетель.
На вопрос Толекан Исмаиловой: «Кто вам дал право бить кого-то в "обезьяннике"? Это же преступление? Почему вы его побили?» Мамыржанов ответил: «Ну, преступление и преступление. Я просто разозлился на него».
Мамыржанов находился в ИВС один день. Конкретную дату он не помнит, но «это точно была суббота». Адвокат Вахитов: «Так, значит, это 15 июня? А как вы могли видеть Аскарова в "обезьяннике", если это было 15? В документах написано, что Аскарова в качестве подозреваемого задержали 16. Как вы могли его побить? На основании чего его тогда задержали? Мы допросим потом следователя. Вы получили документ, в котором сказано, за что вы были задержаны?» Мамыржанов не ответил.
Сотрудник личной охраны бывшего акима (главы администрации) Базар-Коргонского района Калмамат Ташиев сообщил, что 13 июня он прибыл на место массового скопления людей в центре Базар-Коргона. «Я лично Аскарова не видел, но слышал, как кто-то кричал: «Убивайте кыргызов!» Потом мне сказали, что это кричал Аскаров», - рассказал Ташиев.
Сотрудники местного управления Госкомитета национальной безопасности (ГКНБ) Замир Камчыбеков и Муратали Кучаров сообщили, что видели на мосту Аскарова. «Он что-то кричал, но я не расслышал», - сказал Камчыбеков.
Бывший глава управления ГКНБ Садыбакас Жолдошев тоже видел Аскарова. НА вопрос прокурора, что тот делал, ответил: «Да вроде ничего. Я не видел, чтобы он говорил. У него в руках была какая-то газета, кажется».
Аскаров: «Я в Базар-Коргоне уважаю мало людей, вы были среди них. Кто заставляет вас говорить ложь? Если вы меня лично видели на мосту, в какой одежде я был?» Жолдошев: «В прошлый раз мне задавали такой же вопрос. Я не помню, в какой одежде вы были. Я вас просто видел и все». Аскаров: «Такой возможности у меня больше никогда не будет. Если вы видели меня на месте, где произошел инцидент, пусть меня проклянет Аллах. Вы не видели, но говорите, что видели меня. Вы лжете. Никто из ваших сотрудников не запомнил, в какой одежде я был». Жолдошев: «Я говорю то, что было. Может, это вы говорите неправду?»
Бывший аким Базар-Коргонского района Кубатбек Артыков сообщил, что «Я видел Аскарова. Других я не помню. Я говорил с активистами из толпы. Я сказал Аскарову, что знаю его как правозащитника. Сказал, чтобы он уводил толпу. Я сказал, что если что-то случится, то это будет на их совести. И если они пересекут границу, то их расстреляют. Я не помню дат». Артыков, по его словам, пробыл на месте событий менее пяти минут и быстро уехал. «Я просто сказал, что видел его [Аскарова] и предположил, что зачинщиком мог быть он, потому что имеет уважение среди узбеков», - завил бывший аким.
Аскаров спрашивает Артыкова: «Вы помните, я со своим юристом заходил к вам и говорил, что есть риск нестабильной обстановки, вы вызывали начальника милиции, начальника Службы национальной безопасности (ныне ГКНБ), мы оставили вам письмо тогда. Подтвердите». Артыков: «Я приказал СНБ проверить эту информацию». Аскаров напомнил ему: «Вы в суде второй инстанции отказались это признавать, но начальник милиции тогда признал, что получали письменное предупреждение. Теперь вы вспомнили, память хорошая у вас».
В начале заседания правозащитница Толекан Исмаилова призвала суд отпустить Азимжана Аскарова под домашний арест, поскольку ему уже больше 60 лет и у него ухудшилось состояние здоровья, передает «Азаттык» (киргизская служба Радио Свобода). Она заявила, что суд должен был исполнить решение комитета ООН по правам человека и восстановить конституционные права Аскарова. Адвокат Валерьян Вахитов также призвал суд изменить условия содержания Аскарова. Суд оставил их просьбы открытыми.
По данным «24.kg», адвокаты ходатайствовали о вызове в суд бывшего генпрокурора Азимбека Бекназарова. Суд и этот вопрос оставил открытым.
Следующее заседание суда назначено на 18 октября.
Напомним, глава правозащитной организации «Воздух» Азимжан Аскаров был задержан во время кровавых событий 2010 года на юге Кыргызстана. Его обвинили в организации массовых беспорядков и убийстве сотрудника милиции. Суд Базар-Коргонского района назначил Аскарову наказание в виде пожизненного лишения свободы с конфискацией имущества. Дело Аскарова было рассмотрено в Комитете ООН по правам человека, а в июле 2016 года Верховный суд Киргизии, рассмотрев решение Комитета, вместо выполнения рекомендаций решил направить уголовное дело Аскарова на новое рассмотрение. Первое выездное заседание Чуйского областного суда состоялось 4 октября.