ООН вновь призвала страны Центральной Азии не ущемлять права человека в ходе борьбы с экстремизмом
По мнению Врбенского, одной из причин радикализации молодежи является отсутствие экономических возможностей, социальная изоляция. «Буквально несколько недель назад, в середине июля, в Душанбе мы обсуждали с представителями стран Центральной Азии, как развитие может помочь предупредить распространение воинствующего экстремизма, …как обеспечить занятость молодежи, дать им возможность почувствовать себя полноценными членами общества, как улучшить систему образования, взаимодействие с религиозными лидерами, которые могут иметь влияние на молодых людей. Мы разработали 21 рекомендацию, которые должны найти отражение в конкретных программах. Нужно также найти дополнительные ресурсы. Все это – продолжение деятельности ПРООН в Центральной Азии в этой области. Например, в Ферганской долине – на границе Таджикистана и Кыргызстана – успешно работает Фонд миростроительства. Осуществляются небольшие, но важные инициативы, связанные с укреплением роли женщин, созданием поля деятельности для молодежи, сотрудничеством с религиозными лидерами и так далее», - отметил представитель ООН.
Между тем, ситуация с соблюдением прав человека в Таджикистане будет обсуждаться в рамках проходящей с 13 по 30 сентября в Женеве сессии Совета ООН по правам человека (СПЧ). В ходе сессии Таджикистан отчитается о выполнении рекомендаций Совета, вынесенных в мае этого года. Из более чем 200 рекомендаций стран-членов Совета Таджикистан принял во внимание 117, сообщает «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода). Свои ответы на непринятые рекомендации таджикские власти направили в СПЧ ООН в августе этого года.
По словам руководителя офиса Бюро по правам человека и соблюдению законности Тахмины Джураевой, непринятые Таджикистаном рекомендации касались, в частности, «ратификации международных соглашений, принятия обширного плана обеспечения прав человека, независимости судебной системы, адвокатов и правозащитников, свободы вероисповедания, собраний, выражения идей, равноправия по половому признаку и противодействия трафику людей».
Кроме того, таджикские власти не согласились с наличием политических заключенных в стране. В ответ на требования членов СПЧ ООН обеспечить справедливость и доступ к судебному разбирательству в отношении руководства Партии исламского возрождения (ПИВТ) правительство Таджикистана сообщило: «Судебное разбирательство членов ПИВТ проходило согласно законодательству Таджикистана, и эти законы соответствуют международным нормам права». В ответ на требования «незамедлительно и без предварительных условий освободить заключенных по политическим мотивам, в частности, членов ПИВТ, «Группы 24» и их адвокатов» таджикские власти ответили: «Эти рекомендации не приемлемы, так как уголовные дела этих заключенных не являются политически мотивированными».
На требование СПЧ ООН отменить поправки к закону об адвокатуре, которые стали преградой на пути свободной деятельности адвокатов, Таджикистан отметил, «эта рекомендация не будет принята, так как не понятна ее суть. В Таджикистане созданы все условия для независимой деятельности адвокатов». Власти республики также сообщили, что в настоящее время правительство не готово ратифицировать дополнительный Протокол по противодействию пыткам, но примет все меры по ликвидации таких случаев в закрытых учреждениях, обеспечению прав человека в местах лишения свободы.
Таджикистан ответил отказом и на требование полного и беспрепятственного доступа Международного комитета Красного Креста (МККК) в тюрьмы страны, заявив, что «знакомство с этими учреждениями и их оценка должны происходить на основе законов Таджикистана». В последний раз представители МККК посещали таджикские тюрьмы в 2004 году. Правительство Таджикистана также отвергло предложение об освобождении от службы в армии по религиозным мотивам, отметив, что такое требование противоречит нормам Конституции страны.
Совет ООН рекомендовал Таджикистану пересмотреть закон о печати и принятые в последние годы подзаконные акты, ограничивающие деятельности свободной прессы. В ответе таджикских властей это требование отвергнуто и отмечено, что «в стране созданы все условия для прогресса свободы слова и СМИ и работа в этом направлении будет продолжена». На рекомендацию по аннулированию закона, разрешающего блокировку интернет-сайтов и телекоммуникационных систем, правительство также ответило отказом, заявив, что «блокировка сайтов происходит на основе законодательства и является необходимым инструментом, который не противоречит международным нормам».