Эмомали Рахмон обвинил ПИВТ в разжигании гражданской войны в Таджикистане
Он подчеркнул, что таджикские семьи, в частности жители Хатлонской области, до сих пор ощущают последствия гражданской войны. «Мы еще не забыли последствия навязанной гражданской войны, которая охватила нашу страну на заре независимости, и в которой погибли десятки тысяч неповинных людей, особенно жителей Хатлонской области. Жители региона до сих пор ощущают разрушительные последствия этой войны», – цитирует Рахмона «Озоди» (таджикская служба Радио Свобода).
В то же время президент отметил, что «исламская религия, в частности ханафитское ее течение, является религией мира и согласия, гуманности». В связи с этим, продолжил глава государства, «нам не нужно терять политическую бдительность, информируя население и, в первую очередь, подростков и молодых людей о современных негативных процессах, защищая их от опасного влияния всяких чуждых течений и убеждений».
Напомним, что в годы гражданской войны в Таджикистане (1992-1997) ПИВТ составляла костяк Объединенной таджикской оппозиции (ОТО). Именно ее покойный лидер Сайид Абдулло Нури и Рахмон 27 июня 1997 года подписали соглашение о перемирии. Стороны пришли к компромиссному решению о том, что в этой войне нет победителей и побежденных, договорились простить друг друга и отказаться от взаимного преследования. ПИВТ была легализована, и в течение 16 лет оставалась единственной официально действующей партией религиозного толка на постсоветском пространстве. Но в середине сентября 2015 года власти Таджикистана обвинили ее руководство в причастности к организации вооруженного мятежа и попытке госпереворота. Партия была объявлена террористической организацией, члены ее руководящего состава арестованы и осуждены.
Таким образом, одна из сторон достигнутого в 1997 году взаимного компромисса была полностью выведена за пределы легального политического поля. Однако лидер ПИВТ Мухиддин Кабири, который эмигрировал из Таджикистана еще в марте 2015 года, опасаясь уголовного преследования, и проживает за рубежом, заявляет о продолжении деятельности партии в изгнании.