Госсекретарь США Джон Керри примет 3 августа глав МИД стран Центральной Азии
Госсекретарь США Джон Керри примет 3 августа в Вашингтоне министров иностранных дел Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Встреча пройдет в рамках формата «С5+1», начало которому было положено на встрече в Самарканде, состоявшейся в ноябре 2015 года во время визита Джона Керри в страны Центральной Азии. Об этом сообщил 28 июля заместитель помощника госсекретаря США по Центральной Азии Дэниел Розенблюм в ходе телефонного брифинга.
Встреча в Самарканде 1 ноября 2015 года. Джон Керри – третий слева. Фото State.gov
Он пояснил, что «формат «C5+1» – это формат дипломатического диалога, но мы хотим, чтобы он получил дальнейшее развитие, чтобы в нем можно было бы обсуждать все вызовы, которые стоят перед нашими странами».
Розенблюм напомнил, что в Самарканде министры договорились сфокусироваться на трех определенных областях: «Первое – это экономика и то, как экономически можно соединить Центральную Азию с более обширным регионом и с США, второе – это окружающая среда и решение проблемы изменения климата, а третье – это безопасность с особым упором на угрозу терроризма и вопросы стабильности в Афганистане».
Для реализации совместных проектов были созданы рабочие группы, которые в апреле 2016 года провели встречи в Бишкеке и Алматы. «В результате в каждой из трех областей сотрудничества такие проекты были разработаны, и мы надеемся, что на уровне каждой из стран они будут поддержаны», - сказал представитель госдепартамента США.
По словам Розенблюма, учреждение формата «С5+1» не было каким-либо вызовом в отношении других заинтересованных в Центральной Азии стран: «Мы поддерживаем суверенитет каждой из центральноазиатских стран и верим в то, что у них должны быть здоровые отношения друг с другом, с соседями и вообще со всеми странами... Мы не рассматривали, да и сейчас не рассматриваем визит Джона Керри в прошлом году в регион и те встречи, которые там у него происходили, как часть какого-то соревнования, или как нечто, направленное на установление нашего влияния и завоевание превосходства. Мы думаем, что страны Центральной Азии должны иметь близкие и дружественные отношения с Россией и Китаем, то есть своими близкими соседями в регионе – по историческим и географическим причинам, такие отношения необходимы и важны. Но все это также не должно исключать очень близких, теплых и продуктивных отношений с другими странами, даже теми, которые географически удалены».
Говоря о роли России в регионе, Розенблюм отметил, что у США есть общие с Россией интересы в Центральной Азии, заключающиеся в том, чтобы видеть ее стабильной, и чтобы Афганистан также становился все более стабильным и безопасным, потому что это влияет и на Центральную Азию.
«Мы всегда призывали Россию играть позитивную роль в установлении такой стабильности путем взаимодействия с властями в регионе. Я должен добавить, что мы [с Россией] не всегда имеем похожие мнения относительно того, как обстоят дела с безопасностью в Афганистане – как правило, их оценки гораздо более мрачные и жесткие, но мы также знаем, что Россия позитивно вовлечена там в различные программы, в том числе инвестиционные. Сейчас сложно предвидеть прямую координацию действий с Россией по вопросам безопасности в регионе, но это то, о чем мы будем размышлять на будущее», - заявил Розенблюм.