Туркменистан: Дочери и внучкам политэмигранта разрешили выезд из страны
Запрет на выезд Реджеповой действовал 13 лет, а в июле 2015 года, после того, как ей с детьми было отказано в посадке на рейс, вылетающий в Стамбул, представитель миграционной службы заявил, что из страны их никогда не выпустят, они внесены в «черный список»; в паспорта всех троих был поставлен штамп с надписью на туркменском языке «выезд запрещен». Годом ранее с рейса в Турцию был снят 71-летний брат Танрыкулиева Долы. Вскоре после этого он перенес инсульт, по мнению родственников, болезнь стала прямым следствием стресса от общения с властями.
Айджемал Реджепова - дочь туркменского оппозиционера и бывшего депутата парламента Пиримкули Танрыкулиева, более десяти лет проживающего в Норвегии, где получил политическое убежище.
Танрыкулиев в прошлом был врачом, преподавал в медицинском учебном заведении, одним из его учеников был нынешний президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов, стоматолог по специальности. В 1999 году Танрыкулиев был осужден за открытую критику правительства и с целью не допустить его к участию в очередных парламентских выборах. В 2000 году его выпустили, после чего он получил убежище в Норвегии.
Вскоре после ареста Танрыкулиева с работы были уволены его дочь Айджемал и зять. Они находились под наблюдением милиции и госбезопасности, периодически подвергались допросам и запугиванию. Выезд из страны им запретили.
После инцидента в июле 2015 года Реджепова обратилась в миграционные органы с запросом относительно своего статуса. Письменный ответ она получила только после ноябрьского визита в Ашхабад госсекретаря США Джона Керри, который был проинформирован о данной ситуации. Ответ был лаконичен: «В соответствии с заключением соответствующих органов ограничения, установленные на Ваш выезд из страны, остаются в силе».
Human Rights Watch, правозащитный центр «Мемориал», кампания «Покажите их живыми!» (международная коалиция за прекращение насильственных исчезновений в Туркменистане) и другие независимые правозащитные группы неоднократно поднимали вопрос о ситуации с Айджемал Реджеповой на встречах с представителями Европейского союза в контексте диалога по правам человека «ЕС-Туркменистан» и в рамках обсуждения «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве». Во время диалога по правам человека с правительством Туркменистана, состоявшегося 17 мая 2016 года, Евросоюз «побуждал Туркменистан позволить гражданам беспрепятственно въезжать и выезжать из страны». Эту тему правозащитники поднимали и в обращениях к администрации США.
В итоге, когда 6 апреля 2016 года Реджепова в очередной раз обратилась в Государственную миграционную службу с просьбой разъяснить правовые основания и срок запрета на выезд, а также узнать, по представлению какого ведомства он был введен, в середине мая ей ответили в письменном виде, что ни она, ни ее дети в списках невыездных не числятся. Реджепова была настолько поражена ответом, что лично отправилась в миграционную службу за подтверждением письма.
«Наконец, по прошествии более 13 лет, семья Пиримкули Танрыкулиева сможет вновь встретиться, - говорит Рейчел Денбер, замдиректора Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии. – Мы надеемся, что власти Туркменистана покончат с практикой произвольных запретов на выезд, и радость встреч смогут обрести и другие семьи».
«Позволить Реджеповой и ее детям взойти на борт самолета – это единственно правильное решение туркменских властей в данном случае, - говорит Виталий Пономарев, руководитель центральноазиатской программы правозащитного центра «Мемориал». – Международные партнеры должны постоянно напоминать Ашхабаду о том, что свобода передвижения относится к числу основополагающих прав, и настоятельно призывать правительство покончить с любыми запретами на выезд и разрешить всем «невыездным» поездки за границу».
Власти Туркменистана запретили выезд из страны нескольким тысячам граждан, в том числе - родственникам осужденных или эмигрировавших оппозиционеров. Таким образом они пытаются запугать своих критиков и наказать членов их семей. Последних периодически не пропускают на регистрацию в аэропорту или снимают с рейса. Запреты снимают, как правило, под давлением международного сообщества. В частности, благодаря вниманию правозащитников в сентябре 2015 года туркменские власти разрешили выехать за рубеж опальному коннозаводчику Гельды Кяризову, которого до этого неоднократно не допускали на рейс. Неделей позже через границу пропустили и его несовершеннолетнюю дочь.
Между тем, свобода передвижения гарантируется Международным пактом о гражданских и политических правах, который Туркменистан ратифицировал в 1997 году.