Узбекско-германский форум по правам человека опубликовал доклад о мониторинге в Узбекистане хлопковой кампании-2015
Мониторинг проводила группа из 22 опытных наблюдателей, сотрудничающих с Узбекско-германским форумом, которые собирали информацию в шести районах Узбекистана: в Ташкенте, Сырдарьинской, Джизакской, Кашкадарьинской, Андижанской и Бухарской областях и в трех районах Каракалпакстана. Джизакская, Сырдарьинская и Кашкадарьинская области – это три региона Узбекистана, производящие самое большое количество хлопка.
Наблюдатели столкнулись с серьезными притеснениями и вмешательством со стороны правительства Узбекистана – государственные чиновники пытались помешать им осуществлять наблюдение за массовой вербовкой людей на уборку урожая, разговаривать с гражданами, направленными на уборку хлопка, посещать хлопковые поля, принимать участие во встречах и собирать документы. В 2015 году эти преследования достигли беспрецедентного уровня: правительство использовало произвольные задержания, угрозы, бесчеловечное обращение и другие репрессивные меры, чтобы заставить наблюдателей замолчать и подорвать их возможности проводить исследования и предоставлять информацию МОТ и другим международным организациям. Гонениям властей, в частности, подверглись журналисты и правозащитники Дмитрий Тихонов, Уктам Пардаев, Елена Урлаева, Малохат Эшонкулова.
Согласно мониторингу, самая крупномасштабная организованная массовая мобилизация трудящихся, которые должны были жить рядом с полями и собирать хлопок в течение многодневных смен, имела место с 6 по 15 сентября. В течение сентября-октября Узбекско-германский форум послал 42 уведомления о конкретных случаях использования принудительного труда в профсоюзы Узбекистана, которые совместно с правительством организовали горячую линию для сообщения о случаях принудительного труда, и направлял копии этих документов в Международную организацию труда (МОТ). Ни на одно из сообщений не было получено ответа.
Массовая мобилизация работников госучреждений на сбор хлопка. Осень 2015 года
Наблюдатели посещали такие учреждения как больницы, школы, университеты и частный бизнес во время уборки хлопка. Ими было выяснено, что в среднем от 25 до 50 процентов сотрудников каждого учреждения, а также большинство студентов старше 18 лет были на полях во время сбора урожая. Студенты говорили, что опасались проблем с учебой, если откажутся собирать хлопок, некоторым из них прямо угрожали исключением из учебного заведения.
В докладе, в частности, отмечается, что, судя по информации об уборке урожая хлопка в Узбекистане в 2015 году, правительство не провело никаких реформ для того, чтобы положить конец систематическому использованию государством принудительного труда. Тем не менее, процесс уборки хлопка в Узбекистане в 2015 году значительно отличался от предыдущих годов: хотя правительство по прежнему заставляло миллионы людей выходить на уборку хлопка, а фермеров – выращивать этот хлопок под угрозой наказания, это сопровождалось значительными усилиями по приданию видимости сотрудничества с Международной организацией труда (МОТ) и выполнения своих обязательств в отношении Всемирного банка по соблюдению трудового законодательства.
Для уборки хлопка власти снова заставили более миллиона человек, включая студентов, учителей, врачей, медсестер и служащих правительственных учреждений и работников частного бизнеса выйти на хлопковые поля — против их воли и под угрозой наказания, в частности, увольнения. Правительство насильно мобилизовало в массовом порядке педагогов и медиков для выхода на поля, несмотря на заявленные политические обязательства не вовлекать в сбор хлопка лиц, занятых в этих секторах. Люди собирали хлопок сменами по 15-40 дней, рабочий день был очень длинным, а условия жизни – ужасающими. Например, им приходилось жить в перенаселенных помещениях, а доступ к безопасной питьевой воде и санитарным удобствам был затруднен. Чиновники и владельцы компаний, которые сами были под давлением и должны были поддерживать национальный план, приказывали — зачастую в письменном виде — более 40 процентам своих сотрудников выходить на уборку хлопка.
Правительство также ставит под угрозу образование и здравоохранение, призывая учителей и медицинских работников в массовом порядке по всей стране выходить на продолжительные смены, а также на ежедневную работу по уборке хлопка, оставляя школы и медицинские учреждения без необходимого персонала. Трудящиеся, остающиеся на своих рабочих местах, пока их коллеги убирают хлопок, вынуждены работать сверхурочно без дополнительной оплаты, чтобы выполнить работу за отсутствующих коллег.
Рядом с вывеской поликлиники надпись на двери: «Все на сборе хлопка»
Граждане Узбекистана финансируют правительственную индустрию хлопка за счет своего труда и своего дохода. Система принудительного труда, используемого при производстве хлопка, наносит многим трудящимся значительный экономический ущерб. Люди, которые не могли или не хотели собирать хлопок, могли заплатить, чтобы избежать этого. В некоторых случаях сотрудники платили директорам предприятий или студенты платили администрации лицея или колледжа. В других случаях люди находили работника себе на замену, который собирал хлопок от их лица. Схема «собирай или плати» представляет собой прямое нарушение трудовых прав. Трудящиеся платили за то, чтобы не убирать хлопок лишь потому, что им угрожали увольнением и другими наказаниями, если они откажутся подчиниться.
Хотя в 2015 году детский труд не наблюдался систематически или массово, его использование оставалось неизменной чертой уборки хлопка в Узбекистане. Продолжающееся использование детского труда отражает важнейшую проблему насилия, присущего хлопковой системе в Узбекистане. Хотя местные власти и администрация школ и колледжей в общем понимают, что они не должны посылать детей на поля, в то же время центральные органы власти оказывают на них огромное давление и принуждают либо выполнить нормы уборки, либо столкнуться с наказанием, и в некоторых случаях прибегают к использованию детского труда.
Авторы доклада сформулировали ряд рекомендаций правительству Узбекистана и международным партнерам страны для устранения порочной и позорной практики принудительной массовой отправки граждан на сбор хлопка. В частности, правительству Узбекистана рекомендовано на высоком уровне сделать публичные заявления, осуждающие применение принудительного труда, особенно принудительного труда в хлопковой отрасли, и прямо указать, что весь труд должен быть добровольным и справедливо оплачиваемым.
Всемирному банку и Азиатскому банку развития рекомендовано приостановить все выплаты Узбекистану до тех пор, пока правительство республики не продемонстрирует реальный прогресс в реформировании основных причин использования принудительного труда и финансовой системы страны.
Европейскому Союзу и США, по убеждению авторов доклада, следует призвать правительство Узбекистана прекратить использование принудительного труда и исключить узбекский хлопок из числа товаров, получающих льготы в соответствии с Всеобщей системой преференций, до тех пор пока правительство Узбекистана не прекратит использовать систему принудительного труда при его производстве.
Компаниям, использующим хлопок, также дана рекомендация - подписать «Хлопковый обет», в котором организации обязуются «не использовать хлопок, заведомо произведенный в Узбекистане, для производства любой продукции до тех пор, пока правительство Узбекистана не прекратит использовать принудительный труд детей и взрослых в своем хлопковом секторе».
Больше информации об использовании массового принудительного труда во время хлопковых кампаний в Узбекистане можно получить в нашей рубрике «Хлопок».