7 january 2025




Новости Центральной Азии

Гражданин Турции добивается освобождения отца, осужденного в Туркменистане за трамадол

Мустафа Сары в зале суда. Фото с сайта АНТ
Гражданин Турции Фатих Сары добивается освобождения своего отца, 56-летнего Мустафы Сары, который 15 декабря 2015 года был задержан при въезде на территорию Туркменистана, а затем приговорен к семи годам заключения за нелегальный ввоз в страну нескольких таблеток трамадола, сообщает 5 апреля АНТ (Альтернативные новости Туркменистана) со ссылкой на радио «Азатлык» (туркменскую службу Радио Свобода).

По словам Фатиха Сары, отец, находясь в Иране, удалил в стоматологической клинике зуб, после чего приобрел трамадол в качестве средства для обезболивания. Затем он направился в Туркменистан, при въезде в который был задержан.

«При нем были обнаружены таблетки, всего около двух-трех граммов. Трамадол в Турции и других странах свободно продается как обезболивающее средство. Отец не знал, что эти таблетки в Туркменистане запрещены. О его аресте мы узнали через двадцать дней, да и то случайно - от его коллег, водителей-дальнобойщиков. Ни официальные лица Туркменистана и Турции, ни дипломатические учреждения двух стран нас не уведомили о случившемся. Вот уже больше четырех месяцев от отца нет никаких вестей», - сказал Фатих Сары в интервью «Азатлыку».

Лишь третьего марта ему стало известно, что туркменский суд приговорил отца к семи годам лишения свободы. Копию приговора родственники осужденного пока не получили.

На суде присутствовал представитель турецкого посольства в Ашхабаде. По его словам, осужденному были предоставлены адвокат и переводчик. «Мой отец и его адвокат пытались объяснить суду, что данное преступление совершено по незнанию правил, что трамадол куплен в свободной продаже как лекарство от боли. Однако у суда было иное мнение. Для оправдания отца суд в качестве аргументов потребовал представить фото или видео-доказательства того, что это лекарство моему отцу кто-то передал или подбросил. Для меня такое требование непонятно и бессмысленно. В то же время суду был представлен фотоснимок полости рта с местом удаленного в Иране зуба. Фото было сделано тут же, в зале суда, представителем турецкого посольства. Но этот факт не был принят во внимание», — сказал Фатих Сары.

По его словам, представитель посольства Турции сообщил семье, что в Туркменистане за употребление трамадола предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от 6 до 9 лет, а за торговлю трамадолом – от 9 до 15 лет.

Отметим, что в уголовном кодексе Туркменистана лекарственным средствам, содержащим трамадол гидрохлорид, 1 марта 2014 года законом президента была отведена отдельная статья – 301-1. Она выглядела так:

«Статья 303-1. Незаконный оборот лекарственных средств, содержащих трамадол гидрохлорид (другие продукты трамадола) или иные психоактивные вещества

(1) Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или отправление в крупном размере лекарственных средств, содержащих трамадол гидрохлорид (другие продукты трамадола) или иные психоактивные вещества, с целью сбыта, а равно реализация лекарственных средств, содержащих трамадол гидрохлорид (другие продукты трамадола) или иные психоактивные вещества, лицом, к которому в течение одного года применено административное взыскание за незаконный оборот лекарственных средств, содержащих трамадол гидрохлорид (другие продукты трамадола) или иные психоактивные вещества, - наказывается штрафом в размере от двадцати до сорока среднемесячных размеров оплаты труда или исправительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на срок до трех лет.

(2) Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они совершены:

а) повторно;

б) группой лиц по предварительному сговору, - наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Примечание

1. Перечень лекарственных средств, содержащих трамадол гидрохлорид (другие продукты трамадола) или иные психоактивные вещества, и их крупный размер устанавливаются нормативными правовыми актами Туркменистана.

2. Лицо, добровольно сдавшее имевшиеся у него лекарственные средства, содержащие трамадол гидрохлорид (другие продукты трамадола) или иные психоактивные вещества, освобождается от уголовной ответственности за деяния, предусмотренные настоящей статьёй».

Однако уже 2 февраля 2015 года Гурбангулы Бердымухамедов потребовал «санкции частей первой и второй изложить соответственно в следующей редакции:

«наказывается лишением свободы на срок от одного до трех лет с конфискацией имущества или без таковой»;

«наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой».

Таким образом, если, как утверждает Фатих Сары, его отец ранее не привлекался к ответственности и не совершил инкриминированное ему туркменскими властями преступление в сговоре с кем-либо, максимальный срок наказания должен был составить три года, а не семь лет. Если же количество обнаруженного у Мустафы Сары трамадола было незначительным, то его проблема регулировалась бы статьей 82 Кодекса Туркменистана об административной ответственности, предусматривающей штрафные санкции. Величина размеров наркотических средств или психотропных веществ, а также перечень лекарственных средств, содержащих трамадол гидрохлорид или иные психоактивные вещества, устанавливается нормативными правовыми актами Туркменистана, найти которые «Фергане» не удалось.

Тем временем в диппредставительстве Турции в Ашхабаде, куда родственники Мустафы Сары обратились за помощью, сообщили, что они не могут повлиять на решение, принятое властями Туркменистана.

«Сейчас мой отец содержится в колонии города Сейди Лебапского велаята. Мы никак не можем с ним связаться, получить от него хоть какое-то известие. Я обратился с письмом к президенту Туркменистана. Письмо отправил обычной почтой и теперь надеюсь на то, что оно дойдет до адресата. В письме я написал обо всем, в частности, о том, что не могу связаться с отцом. Только во время судебного процесса благодаря турецкому дипломату мне удалось пятнадцать минут поговорить с отцом по телефону. Но это трудно назвать разговором. Мой отец не мог говорить, его душили слезы», - сказал Фатих Сары.

«Мы обратились в МИД Турции с просьбой решить вопрос об экстрадиции моего отца в Турцию для дальнейшего отбывания наказания в турецкой тюрьме, - продолжает Сары. - МИД Турции занялся было этим вопросом, однако туркменская сторона, несмотря на соглашение от 2013 года о взаимной выдаче осужденных, не пошла навстречу, мотивируя свой отказ тем, что у них не все готово для реализации данного соглашения».

Отметим, что, согласно «Википедии», в России трамадол входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, его оборот жестко регламентирован со стороны госнаркоконтроля. Впервые в перечень наркотических, психотропных веществ и прекурсоров трамадол был внесен Украиной - в июне 2008 года, год спустя такое же решение приняла Белоруссия. В Швеции контролируется производство и распространение трамадола, однако на содержащие его препараты нужен обычный рецепт. В других странах он считается обезболивающим средством. За время, прошедшее с момента создания препарата в 1962 году, трамадол был выписан более чем 70 миллионам пациентов во всем мире.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА