«Настоящее время»: Очагом напряжённости в Афганистане стали северные провинции Тахор, Кундуз и Баглан (видео)
«Среди населения движение «Талибан» наиболее известно. Но кроме талибов в провинциях Кундуз и Бадахшан также действует так называемое «Исламское государство» (запрещенная террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта», ИГИЛ, ИГ, ISIS или IS англ., Daesh араб., ДАИШ). В последнее время именно они становятся более активными в нашем Тахоре благодаря своим насильственным действиям против правительственных войск, против населения. Простое население очень этим обеспокоено, и мы надеемся, что государство обратит должное внимание на то, что происходит», - рассказал журналист.
По его словам, боевики ИГ присоединились к другим вооруженным группам, которые воюют против афганского правительства и народа. «Но они (ИГ) не заявляют о своем присутствии официально, так как опасаются широкомасштабных операций правительственных войск. В Талукане правительственные силы недавно провели спецоперацию против этой группы и задержали несколько ее сторонников. Но мы очень обеспокоены активностью этой группы в провинциях Кундуз и Бадахшан, которые граничат с Тахором, в приграничных районах с Таджикистаном. Среди игиловцев есть боевики из Узбекистана и Таджикистана. Мы считаем, что правительственные силы должны начать крупномасштабные операции по их задержанию и обезвреживанию», - утверждает Асадулло Темур.
Насколько велика вероятность, что боевики из Афганистана начнут атаковать границы других стран Центральной Азии? «Настоящее время» попросило спрогнозировать ситуацию политолога Аркадия Дубнова и военного эксперта Халмурада Союнова.
«Ситуация действительно изменилась за последние полгода: налицо организованные попытки переброски боевиков из «зоны племен», то есть с границы Афганистана и Пакистана, с юго-востока Афганистана в северные афганские провинции, близкие к границам стран Центральной Азии», - считает Дубнов. Он также отмечает «среди этих групп боевиков мало арабов, но много выходцев из стран Центральной Азии и России». На этом основании Дубнов не спешит причислять их к ИГ, но допускает различные варианты. «Этих боевиков в Афганистане несколько сотен, ни в коем случае не больше тысячи», - полагает Дубнов. Но, их не стоит недооценивать: это хорошо обученные и тренированные в лагерях военные.
Военный эксперт Халмурад Союнов согласен с этой оценкой и подтверждает, что среди афганских боевиков много выходцев из стран Центральной Азии, в частности из Туркмении. По его версии, радикалы из Туркмении попали в Афганистан через Турцию, куда гражданам Туркменистана был разрешен безвизовый въезд. «Армия Туркменистана, по оценкам военных, - слабое звено, она не сможет противостоять даже тысяче боевиков. Ведь внутри Туркменистана тоже уже созданы сети, ячейки подпольных исламистов, которые ждут своего часа», - полагает Союнов.
«Нам стоит опасаться смычки «спящих групп» в Туркмении, Таджикистане и не исключено, что на юге Кыргызстана, с отрядами боевиков в Афганистане. Но вряд ли характер столкновений таджикских, туркменских и других сил с отрядами боевиков будет походить на полноценное вторжение, которое потребовало бы вмешательств сил ОДКБ», - считает Дубнов.