21 november 2024




Новости Центральной Азии

Узбекистан: Театр Марка Вайля «Ильхом» отметил свое сорокалетие открытием выставки

Ташкентский театр «Ильхом» отметил свое сорокалетие открытием в своем фойе 25 января, в день рождения его основателя Марка Вайля, выставки живописи, графики и пастели, которая будет работать месяц.


На выставке в театре «Ильхом». Фото «Фергана»

Авторами нескольких десятков художественных полотен, составляющих экспозицию выставки, являются художники - друзья «Ильхома», чей творческий путь так или иначе связан с работой этого театра: это Инна Сандлер, Татьяна Фадеева, Тимур Ахмедов, Бабур Мухамедов, Максим Варданян, Дмитрий Ахунбабаев, Вячеслав Усеинов, Бабур Исмаилов, Гафур Кадыров, Мурад Карабаев, Тахир Каримов, Джамол Усманов и другие.


На выставке в театре «Ильхом». Фото «Фергана»

«На мой взгляд, выставка получилась неординарной: она не имеет концепции, какой-то особенной идеи, это просто поклон вот этих замечательных художников театру «Ильхом», Марку Вайлю и всем нам – жителям Ташкента», - сказала на церемонии открытия выставки известный искусствовед и давний друг театра Наталья Мусина.


На выставке в театре «Ильхом». Фото «Фергана»

«Собрать под одной крышей в таком маленьком пространстве столько именитых художников - это событие, - отметил художественный руководитель театра Борис Гафуров. - Я знаю, что многие из них начинали свой творческий путь в этом выставочном зале в далекие семидесятые годы. Выставиться здесь в двадцать первом веке для этих художников, приобретших уже мировую известность, - это большое событие для всего Ташкента».


На выставке в театре «Ильхом». Фото «Фергана»

По окончании церемонии открытия выставки на сцене театра прошел показ его старейшего спектакля «Мещанская свадьба», поставленного Марком Вайлем в конце 1970-х годов.

Напомним, Марк Яковлевич Вайль родился 25 января 1952 года в Ташкенте. По окончании режиссерского отделения Ташкентского театрально-художественного института в 1976 году с группой выпускников этого вуза создал первый в СССР негосударственный театр «Ильхом» («Вдохновение»). Марк Вайль называл «Ильхом» «двуязычным детищем империи». «На нашей сцене было впервые поставлено то, что нельзя было ставить в Москве. В годы перестройки, когда все стало возможно и все кинулись ставить, и так много стало свободы, мы совершенно потеряли интерес к идеологии и к диссидентству. Это «второй» наш театр – чистый экспериментальный театр, который вдруг «замолчал». И это очень обогатило нас: шагнув от слова, от идеологии, от якобы «правды-матки», которая была так модна в годы перестройки, «Ильхом» обогатился совершенно новым изобразительными средствами: он поверил в выразительность актеров без слов», - говорил основатель и главный режиссер «Ильхома» в 2006 году на пресс-конференции в Москве.


Марк Вайль

Поздно вечером 6 сентября 2007 года Вайль возвращался домой после генеральной репетиции пьесы Эсхила «Орестея». В подъезде его дома неизвестные нанесли режиссеру удар по голове и ножевое ранение в живот, от которого он через несколько часов скончался на операционном столе.

Прощание с Марком Вайлем проходило в Ташкенте и позже в Москве, где его тело было кремировано, после чего прах режиссера был отправлен для захоронения в Сиэтл, где живут его вдова и две дочери.


На выставке в театре «Ильхом». Фото «Фергана»

В 2009 году убийцы Вайля были найдены. По официальной версии, ими оказались трое исламских фанатиков, якобы решивших отомстить режиссеру за его спектакль «Подражания Корану», в котором Вайль, по мнению преступников, оскорбил пророка Мухаммеда. Они были осуждены в феврале 2010 года: один приговорен к 19, двое - к 17 годам лишения свободы.

Сид Янышев

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА