7 january 2025




Новости Центральной Азии

Узбекистан: Президент Ислам Каримов снова потребовал принять закон о милиции

Нельзя считать нормальным положение, когда в Узбекистане до настоящего времени нет закона, регулирующего деятельность органов внутренних дел и органов правопорядка, заявил узбекский президент Ислам Каримов 5 декабря на торжественном собрании, посвященном Дню Конституции страны.

По словам главы государства, следует признать, что в Узбекистане «нередко встречаются такие факты, как несоблюдение, грубое нарушение на практике норм и положений законодательства, принципа справедливости, халатное отношение работников правоохранительных и контролирующих органов к своим обязанностям, которое приводит к противоправным действиям. Это – реальность, и ее невозможно не замечать».

Каримов сообщил, что «из поступивших от граждан за девять месяцев текущего года около 500 жалоб на действия должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов каждая пятая жалоба касалась неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел. Из общего числа обращений, поступивших в органы юстиции по «телефонам доверия», было удовлетворено 96 процентов, а по 4 процентам заявлений было отказано в удовлетворении. О чем говорят эти данные? О том, что у обратившихся с жалобой людей были все основания быть недовольными решениями тех или иных государственных органов».

Президент рассказал, что в своих обращениях люди «жалуются на принятие правоохранительными органами незаконных решений, на грубое отношение со стороны их должностных лиц, неполное, некачественное и несвоевременное рассмотрение ими обращений населения. Граждане указывают на факты грубых нарушений процессуального законодательства со стороны следственных органов при проведении следственных действий. Предприниматели продолжают отмечать, что, несмотря на целый ряд принятых законодательных актов, направленных на недопущение проведения необоснованных проверок, подобные факты и другие нарушения по-прежнему имеют место».

Сотрудники правоохранительных органов должны четко осознать, подчеркнул Каримов, что их главной задачей является «защита прав и интересов граждан, обеспечение верховенства закона, безусловное соблюдение требований актов и норм законодательства».

После этих слов президент бросил камень в огород Генпрокуратуры, задавшись вопросом, «в какой мере и насколько эффективно Генеральная прокуратура выполняет возложенные на нее Конституцией функции «по надзору за точным и единообразным исполнением законов на территории Республики Узбекистан» (статья 118)».

Президент сообщил, что за 9 месяцев 2015 года в отношении сотрудников прокуратуры в Генеральную прокуратуру поступило 426 жалоб от граждан, после чего «к дисциплинарной ответственности привлечены 45 сотрудников, от занимаемой должности освобождены 22 сотрудника, 33 уволены из органов прокуратуры».

Ислам Каримов поручил Сенату Олий Мажлиса (верхней палате парламента Узбекистана) в короткие сроки рассмотреть вопросы по усилению контроля и законности деятельности прокуратуры и заявил о необходимости уточнить и внести поправки в статус правоохранительных органов, «формы и методы их работы, в первую очередь по обеспечению верховенства закона, надежной защиты прав и свобод граждан».

«Нам всем надо признать, что одним из важнейших условий полноценного обеспечения законности, верховенства закона в обществе является воспитание, формирование у людей уважения к закону, знания законов, высокого правового сознания и правовой культуры», - сказал президент Узбекистана. И пояснил, что «выбор нами демократического пути развития требует, прежде всего, изменения сознания и мышления наших людей, отказа от пережитков и стереотипов прежней, тоталитарной системы не на словах, а на деле, в нашей повседневной жизни».

Под «тоталитарной» Ислам Каримов, вероятно, подразумевает политическую систему в СССР.

Отметим, что законопроект «Об органах внутренних дел Республики Узбекистан» был разработан в конце 2012 года. О необходимости принятия такого нормативного акта Ислам Каримов заявлял 12 ноября 2010 года на совместном заседании палат Олий Мажлиса. По данным Анонс.Uz, распоряжением президента от 14 января 2011 года была образована Комиссия по подготовке нормативно-правовых актов в сфере совершенствования судебно-правовой системы, на которую была возложена разработка законопроекта «Об органах внутренних дел». Проект был подготовлен экспертной группой, проработан с заинтересованными министерствами и ведомствами, одобрен Комиссией и внесен в установленном порядке в Кабинет Министров и парламент Узбекистана, где его следы и затерялись. По словам живущего в эмиграции политолога Ташпулата Юлдашева, неоднократные попытки правозащитников и журналистов достать копию проекта или хотя бы его фрагменты оказались безуспешными: документу присвоен гриф секретности.

Между тем, узбекские правоохранительные органы с октября 1991 года и по сей день руководствуются лишь «Положением о Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан» и рядом подзаконных нормативно-правовых актов. До сих пор на законодательном уровне не установлены, в частности, порядок и условия применения физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств, что затрагивает права и свободы человека и приводит к нарушениям и злоупотреблениям. Правозащитники неоднократно говорили о необходимости закона, регламентирующего деятельность милиции.

Как отмечал Ташпулат Юлдашев, «эффективность деятельности правоохранительных органов Узбекистана определяется количеством возбужденных уголовных дел... Правоприменительные органы реализуют принцип презумпции виновности в уголовно-процессуальной и судебной практике, особенно, в отношении обвиняемых по политическим и религиозным мотивам. Выполняя политический заказ, они даже не стремятся придать сфабрикованным обвинениям правдоподобный вид, продолжают судить жертв без соблюдения процессуальных процедур и законодательства, порой без единого доказанного эпизода. Раскрытие «ячеек экстремистов и террористов», участие в рейдерстве - непременное условие карьерного роста, поощрения.

Пользуясь привилегиями и государственной защитой, многие сотрудники милиции выслуживаются перед режимом, выполняют и явно противозаконные приказы, становятся исполнителем и/или соучастником политических провокаций и убийств, вроде бойни в Андижане 13 мая 2005 года. Правовой нигилизм, произвол сформировали дикие нравы в правоохранительной системе. Узбекская милиция действует по правилам режима и законам джунглей. Она видит свою задачу в том, чтобы запугивать и карать людей. Цель - нагнетание напряженности в стране, подавление психики и воли к сопротивлению не только жертв, но и всего народа, чтобы даже мысленное представление о власти, силовиках наводило жуткий страх.

В привычный атрибут действий милиции вошли жестокое обращение с задержанными и арестованными, постоянные нарушения их прав, пытки. Задержания, аресты и осуждения людей по сфальсифицированным делам, пытки заключенных, унижения и издевательства над их родственниками с целью запугивания стали обыденным занятием милиции и сутью государственной политики. Узбекская милиция демонстрирует беспредельную власть над задержанными, подследственными… Милиция может задержать, избить простого человека, «очистить» его карманы. В отсутствие правосудия в Узбекистане судиться с насильниками бессмысленно. Поборы, насилие, произвол, непрекращающиеся репрессии преследуют цель каждодневно напоминать людям об их беспомощности перед деспотическим режимом».

Слова Юлдашева подтверждаются сообщениями и докладами правозащитников и международных организаций, часть которых можно найти, пройдя по этой и этой ссылкам.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА