21 november 2024




Новости Центральной Азии

Дело о смерти Умарали пытаются замять в России и Таджикистане, уверены родственники и правозащитники

Зарина и Умарали
Дело о гибели пятимесячного Умарали Назарова, скончавшегося в Санкт-Петербурге, пытаются замять и в России, и в Таджикистане. В этом уверены правозащитники и родственники малыша, передает Би-би-си. Таджикские власти пообещали провести в Душанбе повторную независимую судмедэкспертизу для определения причин смерти младенца. Родные и близкие младенца в течение шести часов дожидались представителей министерства здравоохранения, МИД и генеральной прокуратуры Таджикистана, однако никто из них не явился на встречу с семьей Назаровых, несмотря на многократные попытки связаться с этими органами по телефону.

«Нам порекомендовали не общаться с журналистами и как можно скорее похоронить малыша. Мы прилетели в восемь утра, шесть часов прождали представителей таджикских властей, но никто не пришел. Дело пытаются замять. Нас просто обманули. Отправили из Петербурга с глаз долой, чтобы нас там не было, и не было ни проблемы, ни дела. Вот так государство защищает своих граждан. Мы никому не нужны», - сказал в интервью радиостанции Махкам Абдуллоев, дядя отца погибшего Умарали Назарова.

По словам матери Умарали Зарины Юнусовой, представители таджикского консульства в Петербурге обещали, что их встретят, но, когда родственники попробовали с ними связаться из душанбинского аэропорта, они сказали, «что ничего не могут сделать».


Зарина рядом с гробом сына в аэропорту Душанбе. Фото Би-би-си

В республиканском Центре судебно-медицинской экспертизы отказались проводить независимую судмедэкспертизу по частному заявлению Назаровых, сославшись на необходимость получения соответствующего запроса от генеральной прокуратуры страны, только после которого они согласны были принять ребенка.

Таджикские власти ранее предостерегли от «политизации» дела о смерти малыша. Однако правозащитники считают, что подобными заявлениями власти сами политизируют данное дело, тогда как от них требовались самые элементарные процессуальные действия. «В законе есть понятие устного заявления. Преступление против таджикского гражданина совершено в другом государстве и было широко освещено в прессе, поэтому генпрокуратура Таджикистана должна была возбудить уголовное дело по факту гибели таджикского младенца еще месяц назад, даже при нежелании родителей этого гражданина. Соответствующие органы должны были сами приехать и забрать тело для проведения следственных действий, дабы исключить все возможные «необоснованные» слухи, дающие возможность «заинтересованным» силам вбить клин в дружеские отношения между двумя странами», - говорит гражданский активист Алим Шерзамонов.

По словам другой правозащитницы – Ойнихол Бобоназаровой, «смерть малыша и горе родных оказались неинтересными ни российской, ни таджикской власти». «Но, если в России дело замяли, защищая чьи-то ведомственные интересы, то здесь государство должно было защитить своих граждан. Встретить, помочь, выразить солидарность с этой очень бедной семьей. Но в аэропорту не было ни уполномоченного по правам человека, ни депутатов, ни правозащитных организаций, ни представителей МИД, МВД, аппарата президента. Этой семье даже не помогли оплатить похоронные расходы. Жизнь бедного, простого человека ничего не стоит. Это в очередной раз было продемонстрировано», - цитирует правозащитницу Би-би-си.

Ранее адвокат пострадавшей стороны Ольга Цейтлина обвинила следствие в неэффективности и бездействии. По её словам, отец Умарали не признан потерпевшим, а сторона защиты не получила ответов ни на одно из своих ходатайств и не ознакомлена следствием с результатами экспертиз. Между тем, расследование дела о гибели Умарали находится под контролем и внешнеполитических ведомство России и Таджикистана, и премьера Дмитрия Медведева, и детского омбудсмена Павла Астахова, а теперь еще и Совета Федераций (СФ) России. Поручение следить за ходом расследования сегодня дала спикер СФ Валентина Матвиенко, передает РИА Новости

Напомним, что Умарали Назаров скончался в Медцентре имени Цимбалина в Петербурге в ночь на 14 октября, после того как в полицейском участке его отобрали у матери – 21-летней Зарины Юнусовой, задержанной за нарушение миграционного законодательства (просроченная регистрация). По заключению медиков, ребенок умер в результате развития цитомегаловирусной инфекции. Однако при поступлении в Медцентр, за 10 часов до его гибели, состояние Умарали было оценено как удовлетворительное, никаких симптомов болезни у него не наблюдалось, и ему был назначен обычный режим кормления.

По факту гибели малыша возбуждено уголовное дело. Однако городской суд Петербурга 12 ноября текстоставил в силе ранее принятое решение Октябрьского районного суда о выдворении Зарины, признанной единственной потерпевшей по делу о смерти Умарали, с территории России, куда женщине закрыт въезд на ближайшие пять лет. В ночь на 16 ноября женщина покинула Россию вместе с телом ребёнка. В тот же день малыш был похоронен в Файзабадском районе – на малой родине своего отца.

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА