Общественность Петербурга выйдет на митинг с требованием объективного расследования дела Умарали
Напомним, что Умарали Назаров скончался в Медцентре имени Цимбалина в Петербурге в ночь на 14 октября, после того как в полицейском участке его отобрали у матери – 21-летней Зарины Юнусовой, задержанной за нарушение миграционного законодательства (просроченная регистрация). Женщину поместили в камеру временного содержания, а малолетнего Умарали насильно забрали у мамы и передали врачам скорой помощи, оформив его как «подкинутого или заблудившегося» ребенка.
Инцидент вызвал широкий общественный резонанс. По факту гибели малыша возбуждено уголовное дело, расследование которого взято под контроль внешнеполитических ведомств двух стран, посольства Таджикистана в Москве. За ходом следствия также следят члены президентского Совета по правам человека, детский омбудсмен, представители таджикской диаспоры, общественных правозащитных организаций. Тем не менее, городской суд Петербурга 12 ноября оставил в силе ранее принятое решение Октябрьского районного суда о выдворении Зарины с территории России. Женщина, потерявшая ребенка и признанная в деле потерпевшей, должна выплатить штраф в размере пяти тысяч рублей и покинуть страну в течение пяти дней.
Невзирая на это, Зарина Юнусова на следующей неделе вызвана на очную ставку с сотрудниками полиции и ФМС в рамках уголовного дела о гибели ее сына, сообщает ТАСС.
Зарина Юнусова. Фото Елены Лукьяновой ("Новая газета")
Защита считает, что отказ в жалобе на выдворение связан с желанием развалить уголовное дело по факту гибели младенца. Без единственной потерпевшей это будет сделать довольно просто. Адвокат Ольга Цейтлина не исключает, что жалобу на решение Горсуда о выдворении Юнусовой защита подаст в Европейский суд по правам человека, пишет Росбалт.
«Мы несомненно будем обжаловать это решение. Иначе Зарина уедет, ребенка похоронят, и на этом дело будет закрыто. Все процессуальные нарушения видны – и что данные дописывались в акте после его составления, и что ребенок с матерью были незаконно разлучены, и что сам акт, где сказано, что ребенок заблудился или подкинут, был сфальсифицирован. Не было никаких сомнений, что они забирают ее из дома, где ребенок проживал с матерью. Не было оснований подозревать, что ребенок не ее. Их просто разделили, сказав о том, что в отделе полиции дезинфекция. Нарушена статья вторая Конституции – право на жизнь. Это главное, что мы сегодня увидели в этом суде. Теперь, после этого постановления горсуда, Зарина не сможет реализовать свои права – она единственная, кто признан потерпевшей в деле Умарали, ведь хотя по российским законам отец и мать имеют равные права, но отец Умарали потерпевшим не признан», - цитирует адвоката Радио «Свобода».
По мнению Ольги Цейтлиной, следствие имеет явный обвинительный уклон: сначала родителей пытались обвинить в том, что они живут в нежилом помещении, где для ребенка не созданы надлежащие условия, в том, что они плохо за ним смотрели, а теперь – в том, что они его не лечили, а возможно, и сами заразили неким странным вирусом. К тому же, хотя результаты судмедэкспертизы уже растиражированы множеством СМИ, ни потерпевшая, ни адвокаты с этим текстом до сих пор не ознакомлены. Ольга Цейтлина считает, что в случае выезда Зарины из России материалы следствия станут еще менее доступными как для родственников, так и для адвокатов.
Председатель Совета по правам человека при президенте России Михаил Федотов заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что суду нужно было приостановить исполнение решения о выдворении Зарины Юнусовой до окончания следствия по уголовному делу о гибели ее сына. «Сначала нужно разобраться, потому что разбираться в причинах гибели, устанавливать виновных лиц в этой истории нужно тогда, когда потерпевший находится здесь, находится здесь рядом, когда его можно допросить в любую минуту. А если вы его выдворяете, то господствует старый принцип «Нет человека – нет проблемы»… В данном случае, я думаю, можно было найти соответствующие процессуальные нормы для того, чтобы приостановить исполнение решения. Я немедленно напишу обращение к Генеральному прокурору, чтобы он проверил законность и нашел возможность вмешаться в эту ситуацию», - сказал Федотов.