20 december 2024




Новости Центральной Азии

Кыргызстан: Юрист Н.Токтакунов потребовал от президента извинений

Нурбек Токтакунов
12 октября 2015 года известный кыргызстанский юрист Нурбек Токтакунов, который с 25 мая оспаривал в суде законность сдачи биометрических данных всеми гражданами Кыргызстана и проиграл процесс, зарегистрировал в приемной Аппарата президента претензионное письмо на имя главы государства Алмазбека Атамбаева. В своем письме юрист требует, чтобы президент опроверг свои собственные слова и извинился за распространение утверждения о том, что инициаторы судебного процесса в Конституционной палате Верховного суда «выполняли чужой заказ», что «им было важно, чтобы выборы проводились по старой схеме и сопровождались митингами, беспорядками и дестабилизацией обстановки в стране». По мнению Токтакунова, под «выполнением чужого заказа» в контексте прошедшего судебного процесса подразумевается, что он оспаривал конституционность закона не по личному убеждению, а будучи оружием в чужих руках.

«Под чужими руками подразумеваются силы, целью которых является дестабилизация обстановки в стране, что следует из Вашего следующего утверждения: «Им было важно, чтобы выборы проводились по старой схеме и сопровождались митингами, беспорядками и дестабилизацией обстановки в стране». Вы распространили в обществе мысль, что моей целью было не отстаивание своих прав и свобод, а дестабилизация обстановки в стране, что, по сути, является преступлением. В соответствии с Уголовным Кодексом КР, покушение лица на преступление квалифицируется как законченное преступление, если оно не удалось по причинам, не зависящим от этого лица. Так как я намерен продолжать свою деятельность против обязательной биометризации, Ваши поспешные и непродуманные утверждения делают эту деятельность в глазах доверившихся Вам граждан преступлением», - говорится в письме Токтакунова.

Чтобы прояснить ситуацию, «Фергана» задала несколько вопросов Нурбеку Токтакунову.

«Фергана»: Почему вы намерены продолжать кампанию против биометризации населения?

Нурбек Токтакунов: Потому что я продолжаю настаивать, что это неконституционное ограничение. Отмечу, что я оспариваю не прогресс, я не против прогресса, я говорю о том, что информационные технологии бросают новые вызовы вопросам в сфере защиты прав человека и требуют более внимательного и бдительного подхода. Если страна решила идти по пути биометризации, то надо действовать через обеспечение безопасности, потом апробировать биометризацию на каких-то услугах. Привязки сдачи биометрических данных к выборам я бы опасался, потому что политическая культура как населения, так и политиков и депутатов – низкая, незрелая, и поэтому нельзя отрицать возможность махинаций.

Конституционный суд вынес свое решение, поэтому дальше я буду работать с Жогорку Кенешем (парламентом). В Конституционном суде полное единодушие, все смотрят на палочку дирижера, суд приобретает деструктивную силу, как во время президента Акаева. Поэтому очередные обращения туда будут давать обратный эффект. Работать с ними больше нет смысла, я буду стараться, чтобы депутаты внесли изменения в закон и отменили как принудительность сдачи биометрических данных, так и возможность участия в выборах только для тех, кто сдал эти данные.

(25 сентября восемь конституционных судей признали требование обязательной сдачи биометрических данных для включения в список избирателей конституционным, ссылаясь на то, что это не ограничение конституционных прав граждан, а требование закона. Судья Эмильбек Осконбаев заявил особое мнение, проголосовав против данного решения. Отметим, что решение Конституционной палаты обжалованию не подлежит. – Прим. «Ферганы».)

- Под какую статью подпадают действия президента?

- Их можно квалифицировать по ст.329 Уголовного кодекса Кыргызстана «Заведомо ложное сообщение о совершении преступления». Я считаю, что президент как глава государства должен особенно следить за тем, что говорит и делает.

Также получается, что президент стравливает одни группы населения с другими. Мол, те, кто против биометрии, хотят дестабилизировать ситуацию в стране. Мне уже даже в шутку говорят, что ты специально ввел нас в заблуждение. Если говорить юридическим языком, то это причиняет мне нравственные страдания и из-за этих страданий я могу потребовать компенсацию, но пока требую извинения.

- Что вы намерены делать, если президент не извинится?

- Я обращусь к генеральному прокурору. Раз Генпрокуратура защищает президента от оскорблений, хотя его, образно говоря, можно оскорблять, потому что он президент и наемный работник, у него нет частной жизни, а его честь и достоинство зависят от его деятельности. Так вот, пусть Генпрокуратура сделает президенту внушение, если она вообще сможет это сделать.

На претензии Нурбека Токтакунова отреагировал доктор юридических наук, профессор Кайрат Османалиев, который считает, что «требование публичных извинений от главы государства - это способ саморекламы». По мнению Османалиева, Токтакунов «и сам понимает, что все это бесполезно. Человек хочет, чтобы о нем вспомнили, а чтобы сделать пиар, нужно прицепиться к кому-то. <…> Заявление главы государства лично никак не задевает Н.Токтакунова. Если бы в речи глава государства назвал имена, то это другое дело. А так он сказал, что «были попытки сорвать подготовку к выборам». Ведь мы все понимаем, что действительно были попытки расшатать лодку, которая двигалась к избирательному процессу. И я считаю, что это был целенаправленный процесс со стороны неких заинтересованных лиц», - заявил Османалиев, отдельно обратив внимание спецслужб на заявление Токтакунова: призвал их проверить, откуда и почему у правозащитника пошли такие инициативы.

На своей странице в «Фейсбуке» Токтакунов ответил на этот выпад: «Это больше чем самореклама, это пропаганда, пропаганда самоуважения гражданина и его требовательности к своим наемным работникам -государственным менеджерам. Если такое требовательное отношение к главе государства и вообще к власть имущим (к наемным работникам) распространится среди граждан, это научит президента культуре публичных выступлений и уважению к людям. <…> Насчет того, что я якобы знаю, что «все это бесполезно». Нет, это очень полезно для общества и очень полезно для президента. После того, как многие политики стерпели прямые оскорбления президента с неприличными намеками, после того как большинство уходящего парламента прогнулось под него, после того как вновь избранный парламент захватили СДПКовские клоны, у общественности может сложится впечатление, что все возвращается «на круги своя», то есть под президента, но нет. Мое обращение еще раз напоминает людям, что статус президента ниже статуса гражданина, что он ему подотчетен, и главное, что возврата к старому не будет. Мое обращение еще раз напоминает президенту, что он никто без поддержки людей, а людей нужно уважать».

Международное информационное агентство «Фергана»






РЕКЛАМА