Узбекистан: С 1 января 2016 года пенсии принудительно переведут «на пластик» и в Ташкенте
О новогоднем сюрпризе от министерства финансов страны большинство пенсионеров еще не осведомлено: зачастую о вводимых новшествах население традиционно узнает последним. Однако руководящий состав организаций и учреждений о предстоящем нововведении уже предупрежден.
«Речь пока идет о перечислении на пластик лишь 30 процентов пенсий, - говорит исполнительный директор одного из товариществ частных собственников жилья (ТЧСЖ) Яккасарайского района Ташкента, знакомый с ситуацией. - А со временем пенсионеры, скорее всего, будут лишены возможности получать наличные деньги и вовсе - на карты будут переводить всю сумму».
По словам нашего собеседника, пока неизвестно, каким образом будет происходить процесс массового перехода на безналичные выплаты - централизованно или индивидуально. Однако этот переход уже осуществляется. По словам источников «Ферганы», в одном из районов узбекской столицы власти заставляют работников почты, учителей, медиков и активистов махаллей (квартальных комитетов) ходить по домам пенсионеров и уговаривать последних написать добровольное согласие на перевод пенсии «на пластик».
«Позавчера на территории двадцатого квартала Чиланзара (спальный район в Ташкенте. - Прим. «Ферганы») сотрудники «Ипотека банка» ходили и агитировали пенсионеров о необходимости перевода пенсий на пластик. Сначала обращались вежливо, а потом перешли на крик, буквально стали выкручивать руки. Все равно, говорят, хотите или нет, - переведем всех с нового года, лучше сейчас сами переходите».
В соответствии со статьей 31 Закона «О банках и банковской деятельности» (от 25.04.1996 г. N 216-1) отношения между банками и их клиентами осуществляются на основе договоров». (Norma.Uz.)
Правительство объясняет свое стремление к расширению безналичного оборота исключительно фантастическими преимуществами банковских карт, переходом к «цивилизованной форме расчетов» и борьбой с теневой экономикой. Однако, кается, главной причиной добровольно-принудительного перевода стариков «на пластик» является прежде всего дефицит наличной денежной массы.
«С началом хлопковой кампании для всех жителей страны, в том числе и для пенсионеров, наступает коллапс - нет денег на зарплаты и пособия, плохо ходит общественный транспорт, всех без разбору гоняют на хлопок, - возмущается бывшая учительница, ныне столичная пенсионерка Роза Гимазовна. - Несмотря на то, что уже 29-е число, я до сих пор еще не получила свою пенсию, хотя, согласно графику, должна была получить 15-го сентября (а сегодня только за 13-е дают). Сходила на почту, а там таких, как я, видимо-невидимо. Почтальоны говорят - хлопок «виноват», в банках перебои с наличностью. Выходит, хлопок главнее голодных стариков? Даже в год, посвященный заботе о них?..».
В Узбекистане, где практически отсутствуют банкоматы, пластиковая карта является символом ограничения свободы распоряжаться собственными денежными средствами. Карты плохо принимают в магазинах, совсем не принимают на рынках. Зачастую продавец, которому вы предложите расплатиться картой, согласится на это лишь при условии взимания дополнительной платы - от 5 до 20 процентов. Возникают трудности и с тем, чтобы снять наличные в отделениях банков. Сотрудники этих финансовых организаций отказывают, ссылаясь на отсутствие наличности или просят заказывать даже небольшие суммы (эквивалент 100-200 долларов) заранее.
Еще один повод не любить «пластик» в том, что в соответствии с новым порядком выдачи пенсий и пособий, вступившим в Узбекистане в силу с весны текущего года, «в случае выплаты пенсии на банковскую пластиковую карточку или вкладной счет физических лиц пенсионеру необходимо каждые 6 месяцев подтверждать свое право на получение сумм пенсии путем явки в отдел Пенсионного фонда».