Верховный суд России не помог детям мигрантов поступить в российские школы
На суде и представители Минобразования, и прокуратуры утверждали, что отсутствие регистрации не может являться причиной отказа в приеме в школу, и директора школ, которые отказывают детям на основании именно этого приказа, просто неверно его понимают. На суде представитель Минобрнауки Ольга Федорова заявила, что в случае отсутствия регистрации родители должны предъявить при поступлении в школу свидетельство о рождении ребенка, а неправильная трактовка приказа директорами школ не должна являться основанием для его отмены.
ТАСС опубликовал заявление пресс-службы министерства, в котором говорится, что отсутствие свидетельства о регистрации не может быть причиной для отказа при приеме ребенка в школу». «Свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, и его отсутствие не может быть причиной для отказа в приеме в образовательную организацию Минобрнауки», - говорится в сообщении. Пресс-служба заявила, что доступ к общему образованию, согласно российскому законодательству, предоставляется всем детям без исключения, и «в приеме в конкретную государственную или муниципальную школу может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, это закреплено ФЗ «Об образовании в РФ», и никаких иных причин для отказа в приказе министерства не содержится».
Заметим, однако, что приказ Министерства звучит так:
«Родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории…
Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в РФ».
Никаких трактовок «или регистрация, или свидетельство о рождении» этот приказ не подразумевает. Судя по тексту, регистрация при приеме в школу обязательна. Однако на суде вдруг выяснилось, что эти требования носят «рекомендательный характер».
Председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина так прокомментировала позицию Минобрнауки на своей странице в «Фейсбуке»: «Представитель Минобраза Ольга Федорова не оспаривала [на суде] права детей учиться. Однако она, а за ней и прокурор, утверждали, что в приказе не содержится ограничений в доступе к образованию. Таким образом, директора школ, отказавшие со ссылкой на этот приказ 57 нашим заявителям в Москве и массе других по России в приеме в школу их детей, просто его неправильно читают. Неправильно читают приказ и органы образования, куда жаловались и сами наши заявители, и наша организация. Потому что эти органы тоже отказали нам и тоже сослались на приказ №32. Казалось бы, если вас не понимает множество вполне образованных и говорящих по-русски людей, то сформулируйте свои мысли более четко или дайте дополнительные разъяснения. Так сделал в 2012 году бывший замминистра Игорь Римаренко. Министерству образования и науки следовало бы выражаться особенно грамотно и выпускать нормативные акты, не допускающие двоякого прочтения. Но - нет! Министерство стоит на своем. Оно уперлось, как упрямый подросток».
Интересно, что и большинство российских журналистов также «неправильно» восприняли решение Верховного суда РФ: подавляющее число заметок сообщают, что Верховный суд якобы признал законным требование регистрации при приеме в школу. Хотя на самом деле он признал соответствие приказа №32 Конституции, не вник, что именно и в какой форме сформулировано в приказе №32, удовлетворившись устными разъяснениями Минобрнауки, и не обязал министерство недвусмысленно разъяснить школам про необязательность регистрации.
Мотивированное решение судьи будет получено через пять дней, после чего будет принято решение, обжаловать ли иск в Апелляционной коллегии Верховного суда. «Если решение суда будет обосновано тем, что, как сказал прокурор, требование регистрации носит уведомительный характер, т.е. ее отсутствие не может служить основанием не принимать ребенка в школу, то это решение окажется тем самым разъяснением, которое ни за что не хочет дать Минобрнауки», - отмечает Светлана Ганнушкина.
«Поток «отказников» в нашу организацию не иссякает. Сегодня с нами в суде были два гражданина РФ и гражданка Украины, дети которых уже очевидно не пойдут в школу 1-го сентября. Все трое получили отказы, основанные на приказе № 32, от директоров школ, которые тоже «неправильно» его понимают. Надо сказать, что директора с большой неохотой дают эти отказы. Места в школах есть, старые учителя привыкли рассматривать обучение детей как свою обязанность. Они просят «освободить» их от этого приказа», - написала Светлана Ганнушкина.
В любом случае, без специального разъяснения Верховного суда или Министерства образования и науки приказ №32 остается в силе, и вопрос, принимать в школу ребенка без регистрации или нет, формально отдается на откуп директорам школ. При нынешнем общем ужесточении миграционной политики и растущем в обществе внутреннем напряжении это означает, что большинству детей мигрантов без регистрации будет отказано в праве на образование. И ни Верховный суд, ни Министерство образования никакой ответственности за это не понесут. Все будет названо отдельными «перегибами на местах».