Правозащитники: Узбекистан встречает День независимости пытками и нарушением прав и свобод граждан
Правозащитный альянс Узбекистана (ПАУ) в преддверии Дня независимости родной страны заявляет, что за 24 года суверенитета республике не удалось стать демократической, наоборот – она прославилась массовыми репрессиями религиозных людей, оппозиционеров, журналистов и правозащитников, нарушениями прав и свобод граждан. Политзаключённые отбывают длительные тюремные сроки, к ним применяют пытки, продлевают сроки их заключения, обвинив в сфабрикованных нарушениях.
Фото «Фергана.Ру». Ташкент, 2004 год
К примеру, правозащитнику Азаму (Агзаму) Фармонову, который должен был выйти на свободу в 2015 году после девяти лет заключения, в тюрьме Жаслык (колония исполнения наказаний (КИН) 64/71) продлен срок заключения - на пять лет и двадцать шесть дней по обвинению в нарушении статьи 221 Уголовного кодекса «Неповиновение законным требованиям администрации учреждения по исполнению наказания».
По пять лет добавили также Содиру Сиддикову (КИН №33) и россиянину Валерию Парижеру (Жаслык). К отбывающему 16-летний срок в КИН №49 Михаилу Курбанову, который в 2003 году сообщил представителям ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) об экономическом состоянии Узбекистана, применяются пытки.
Власти Узбекистана жестоко расправляются с практикующими мусульманами: по ложным доносам их подвергают пыткам и заключают в тюрьмы. Так, в 2015 году учителя английского языка и мусульманку Гульчехру Норбаеву несколько дней допрашивали в РУВД Янгибазара и заставляли писать под диктовку ложный донос на мусульман. Она отказывалась выполнять приказ сотрудников правоохранительных органов. В результате допросов состояние ее здоровья резко ухудшилось, она была уволена с работы.
Власти Узбекистана жестоко преследуют каракалпакских оппозиционеров, многие из них брошены в тюрьмы: Абат Саекеев, Даулетбай Махамбетов, Бахтияр Шамшетов, бизнесмены Санетулла Отешов и Эльбрус Ауезов. На допросах были подвергнуты пыткам Саламат Усенов, Мырзабай Камалов - их искалечили, но наказания за это никто не понес. Некоторым оппозиционерам удалось покинуть страну.
В 2015 году в ГОВД Ферганы пыткам подверглись Дильшод Ибрагимов и Бахтияр Хаитов, истязателями руководил следователь Джахонгир Рустамов, а судья Язаванского уголовного суда М.Рузматов проигнорировал заявления о пытках.
В феврале 2015 года в РУВД Янгиюля милиционеры несколько дней пытали 20-летнего Виталия Белоногова: били дубинками по пяткам, наносили удары кулаками и ногами по телу, надевали на него противогаз - для удушья. 25 августа 2015 года на заседании апелляционной инстанции Ташкентского областного уголовного суда судья Маманов проигнорировал заявление Белоногова о пытках во время следствия и сказал, что об этом нужно было заявлять раньше. Виталий приговорён к 15 годам лишения свободы.
7 апреля 2015 года в ГОВД Бекабада сотрудниками милиции был подвергнут пыткам и убит 25-летний Камолиддин Кузиев. В настоящее время идет суд над двумя милиционерами, начальник бекабадского ГОВД заставил их давать ложные показания и пообещал свободу. В суде милиционеры стали говорить правду о том, что Камолиддин не мог сам повеситься в камере, так как его туда занесли уже мёртвого, сообщает ПАУ.
В Мирабадском РУВД Ташкента 15 июня 2015 года милиционеры избили Наталью и Валентину Плешаковых. Их жалобы на правоохранителей остались без внимания. Ранее, 10 февраля 2015 года, в отделении милиции Яшнабадского района Ташкента подвергли пыткам бизнесмена Алловиддина Мурадова, ему сломали ребро, всё тело было в гематомах и ссадинах.
Правозащитники напоминают о жестоком обращении с заключёнными в Узбекистане, в результате чего многие предпринимают попытки суицида. Например, в КИН №46 города Навои и КИН №45 Алмалыка заключённые глотают лезвия и гвозди. В тюрьме Жаслык заключённых умышленно заражают туберкулёзом, им не дают нормального питания и питьевую воду, от чего многие заболевают дистрофией и дизентерией.
По информации ПАУ, милиционеры не всегда принимают меры по сигналам об избиении граждан. К примеру, 25 апреля 2015 года в Ташкенте пьяными хулиганами Бахтияром Усмановым и Русланом Незнановым был избит Игорь Сапегин, ему сломали нос, у него было сотрясение головного мозга и ушибы на теле. В настоящее время эти хулиганы находятся на свободе, а сотрудники Мирзо-Улугбекского РУВД не спешат принимать к ним меры.
Преследования журналистов и правозащитников
ПАУ сообщает, что 26 августа 2015 года опальная журналистка Малохат Эшонкулова за нарушение паспортного режима была подвергнута штрафу в 118.000 сумов (примерно $46 по официальному курсу), квитанцию на штраф ей выписали сотрудники милиции Учтепинского РУВД Ташкента.
За критику хокима (главы администрации), прокурора и судьи была арестована в июне 2015 года журналистка из Намангана Барно Худоёрова, ей грозит тюремный срок по сфабрикованному делу.
Журналистку Дильдору Бобомуратову из Навои уволили с работы и лишили жилья за попытку защитить граждан, во время выселения были избиты её несовершеннолетние дети.
Ташкентского правозащитника Шухрата Рустамова судьи признали недееспособным за то, что он помогает людям писать жалобы на чиновников и прокуроров.
Лишили жилья
Гражданка Нина Сахарцева 20 лет не может добиться через суды и прокуратуру получения законно унаследованного жилья, Зулейха Янгуразова девять лет добивается возврата своей квартиры, которую силой захватил мошенник Ильхом Ходжанов, имеющий поддержку местных властей.
Семья Адыловых пять лет после освобождения из мест заключения пытается восстановить свои права. Рахбархон Адылова и её трое детей - Ирода, Мухаё и Нажот - были незаконно осуждены и подвергнуты пыткам, их лишили жилья и имущества, власти Ферганской области продолжают преследовать эту семью.
Проблемы граждан не решаются
В настоящее время, перед празднованием Дня независимости, в Ташкенте наблюдаются массовые задержания иногородних граждан, особенно - приехавших на заработки, сообщает ПАУ. Под предлогом проверки документов милиционеры силой заталкивают задержанных в автобусы с темными окнами и решётками, привозят в районные отделения внутренних дел, где их распределяют на бесплатные работы, некоторых увозят в приёмники-распределители, другие откупаются деньгами.
ПАУ также напоминает, что жители таких регионов, как Республика Каракалпакстан, Джизакская, Хорезмская, Андижанская, Ферганская и Самаркандская области, в период независимости страны не получают в должном объёме газ, электричество, питьевую воду, «что является грубым нарушением экономических прав граждан».
В Узбекистане наблюдается много нищих людей, безработных, распространен принудительный труд на прополке и сборе хлопка, медики, педагоги и сотрудники бюджетных предприятий эксплуатируются в качестве хлопкоробов - с отрывом от профессиональной деятельности. Работникам станции «скорой помощи» Янгиюльского района не выдают шприцов, что резко увеличивает риск заражения больных опасными заболеваниями, в том числе СПИДом, в реанимациях янгиюльских больниц пациенты умирают из-за отсутствия должной медицинской помощи, дефицита медикаментов и шприцев. А директор ташкентского детского дома №31 избивала детей и издевалась над ними, двое воспитателей насиловали девочек, заявляет Правозащитный альянс Узбекистана.