Узбекистан: Ущерб за изъятую недвижимость обязали возмещать по рыночной стоимости
Изменениями, вносимыми в Жилищный кодекс, предусматривается выплата в полном объеме рыночной стоимости насаждений либо сносимых жилого дома (квартиры), иных строений, сооружений, находящихся в собственности граждан, в случае сноса в связи с изъятием земельных участков для государственных или общественных нужд.
Если рыночная стоимость изымаемой недвижимости превышает рыночную стоимость предоставляемого жилья или права на земельный участок, то собственнику обязаны компенсировать разницу. В обратном случае разница подлежит компенсации собственником в течение пяти лет с момента предоставления жилья или права на земельный участок.
Рыночную стоимость определит оценочная организация - на момент, непосредственно предшествовавший изъятию имущества, или когда известие о предстоящем изъятии повлияло на рыночную стоимость имущества и права на земельный участок.
Законом № ЗРУ-391 увеличен с двух до трех лет срок предоставления временного жилья на условиях договора найма на период освоения земельного участка - в случае предоставления его взамен изъятого имущества для индивидуального жилищного строительства. Возмещение убытков от сноса жилых домов (квартир), строений, сооружений и насаждений в этом случае также будет осуществляться по рыночной стоимости.
Кроме того, новыми поправками запрещено сносить дом, иные строения, сооружения или насаждения на изымаемом земельном участке до предварительного и полного возмещения убытков по рыночной стоимости. Напомним, что этот запрет уже содержится в законе «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», подписанном президентом Узбекистана Исламом Каримовым 24 сентября 2012 года. Однако это не мешает узбекским властям отказывать владельцам подлежащей сносу или уже снесенной недвижимости и изъятых участков в должной компенсации, отделываясь расплывчатыми и ни к чему не обязывающими обещаниями.
Ранее «Фергана» неоднократно сообщала о таких случаях. К примеру, в 2009 году жители частных домов, расположенных по улице Баходыр и в Буржуарском поселке Яккасарайского района Ташкента, жаловались в различные инстанции, что компания компания-застройщик Somang Development Korea навязывала им компенсации за жилье в размере в 2-4 раза ниже рыночных цен либо принудительное вселение в жилые помещения на окраинах города, которые были приобретены компанией без согласования с жильцами. В январе 2011 года экстренным решением ташкентских властей для прокладки трамвайных путей была расширена улица Ок Йул (малая кольцевая дорога), для чего были снесены сотни домов, а их владельцам, чьи вещи были попросту выставлены на улицу, власти не хотели предоставить компенсации. В 2013 году власти Ташкента решили связать новой автомагистралью новую мечеть в Шайхантаурском районе с мусульманским комплексом Хаст Имам, и на линии слома оказались сотни частных домов, жителей которых просто поставили перед фактом и необходимостью немедленно покинуть свои обжитые жилища, не предоставив им при этом достойной компенсации. Подробнее на эту тему можно прочитать, пройдя по этой ссылке.
Добавим, что тем же законом ЗРУ-391 в Кодекс об административной ответственности внесен ряд новых статей, одна из которых – 241-11 – предусматривает наказание за нарушение порядка сноса недвижимого имущества: «Снос зданий, иных строений, сооружений или насаждений на изымаемом земельном участке, принадлежащих субъектам предпринимательства, без предварительного и полного возмещения убытков по рыночной стоимости указанного имущества, - влечет наложение штрафа на должностных лиц от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров заработной платы. То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, - влечет наложение штрафа на должностных лиц от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы».