Швейцария сообщила о расширении списка подозреваемых по «делу Гульнары Каримовой»
Тем временем, как сообщает «Озодлик» (узбекская служба Радио Свобода) со ссылкой на свой источник в узбекских следственных органах, в Узбекистане арестовано девять человек, причастных к уголовным делам, расследуемым в США и Европе по делу о коррупции с участием Гульнары Каримовой и трех иностранных телекоммуникационных компаний. Среди задержанных - Алишер Эргашев, Шохрух Собиров, Нурмухаммад Содиков и Раиса Сафарова, которые были основными участниками коррупционных схем, созданных старшей дочкой узбекского президента.
Ранее сообщалось, что Шохрух Сабиров и Алишер Эргашев, работавшие в компании «Кока-кола Узбекистан», были арестованы в Швейцарии 30 июля 2012 года в связи с расследованием об отмывании крупных сумм денег. В рамках этого расследования 19 сентября в Швейцарии были арестованы счета нескольких граждан Узбекистана, связанных с руководством этой страны, «заморожено» почти 600 млн франков ($640 млн), находившихся на счетах нескольких швейцарских банков. Эргашев был непосредственно связан с Гульнарой Каримовой – значился управляющим директором двух коммерческих компаний, которые принадлежали «узбекской принцессе». Кроме того, Эргашев был официальным представителем оффшорной гибралтарской компании Takilant в тот момент, когда она открывала в Швеции банковские счета, в настоящее время замороженные в связи с возбуждением уголовного дела по факту подозрительной сделки телекоммуникационной компании TeliaSonera в Узбекистане в 2007 году. В октябре 2012 года Сабиров и Эргашев были отпущены под залог, после чего сразу же улетели в Узбекистан.
Отметим, что это не первая группа приближенных Гульнары Каримовой, которыми после начала международного расследования заинтересовались правоохранительные органы Узбекистана. В феврале 2014 года Генпрокуратура этой республики сообщила о задержании гражданского мужа «узбекской принцессы» Рустама Мадумарова, ее помощницы Гаяне Авакян и некоторых других людей, в отношении которых возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 184 («Уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей, совершенное в особо крупном размере»), пункту «в» части 2 статьи 178 («Сокрытие иностранной валюты по предварительному сговору группой лиц») и другим статьям Уголовного кодекса Узбекистана. Позже надзорное ведомство пояснило, что Мадумаров и Авакян нанесли государству и отдельным компаниям ущерб в особо крупных размерах, а именно - «путем подлога и незаконных операций регистрировали внутри Узбекистана и за рубежом различные фиктивные структуры, занимались получением незаконной прибыли и легализацией преступных доходов, уклонением от уплаты налогов, сокрытием иностранной валюты и выводом ее за пределы страны». В июле Генпрокуратура Узбекистана проинформировала о вынесении обвинительного приговора Мадумарову и Авакян: они получили по 10 и 9 лет лишения свободы соответственно, но из-за сложения наказаний обоим срок заключения сокращен на треть. Судьба самой Гульнары Каримовой неизвестно: по неофициальным данным, она находится под домашним арестом.
Напомним, в настоящее время власти Швейцарии, Нидерландов, США и Швеции ведут в отношении ряда оффшорных компаний, фактической владелицей которых, по их сведениям, является Гульнара Каримова, расследование по делу о коррупционных сделках в процессе выхода телекоммуникационных компаний Vimpelcom, MTS и TeliaSonera на узбекский рынок. В марте 2015 года Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (Organized Crime and Corruption Reporting Project, OCCRP) опубликовал результаты объемного исследования о том, как Каримова контролировала телекоммуникационную отрасль Узбекистана и получала взятки сразу от нескольких телекоммуникационных компаний. Согласно имеющимся у OCCRP финансовым документам, TeliaSonera заплатила Каримовой $381 млн и обещала дополнительно $75 млн, от Vimpelcom и Alfa Telecom она получила $176 млн, MTS перечислил $350 млн. Всего на таких сделках Каримова «заработала» более $980 млн. В августе 2015 года сообщалось, что США обратились к Ирландии, Бельгии, Люксембургу, Швеции и Швейцарии с просьбой арестовать активы на общую сумму $1 млрд в рамках расследования сомнительных сделок на телекоммуникационном рынке Узбекистана с участием Vimpelcom, MTS и TeliaSonera.
Подробнее по этой теме - в материалах рубрики «Гульнара Каримова».